Дореволюционный рекламный плакат – самобытное явление российской художественной культуры

  • 2013-01-31



    На протяжении многих лет в конце девятнадцатого столетия жители Российской империи относили рекламу к «орудиям надувательной системы», но уже в начале двадцатого века торгово-промышленная реклама была официально признана двигателем торговли. В качестве главных рекламных средств выступали не только вывески, появлявшиеся над входами в магазин, но и старинные дореволюционные плакаты.

     

    Русские рекламные плакаты стали невероятно популярными с развитием на территории России стиля модерн, адресованного с эстетической стороны массовому зрителю, и подчеркивавшему стремление людей к эстетическому преобразованию окружающей среды. Выставки художественной афиши, проходившие в конце девятнадцатого столетия в Москве и Петербурге, подтолкнули известных художников, в основном входивших в организацию «Мир искусства», к созданию плакатов.

     

    Художники, создававшие дореволюционные плакаты, использовали все многообразие флористических орнаментов, шрифтов и некоторых мотивов, присущих для стилистики модерна. Одним из них стал мотив престижа, связанный с новинками техники и науки. Товар, рекламируемый на плакате, должен был обладать не только утилитарной и информационной функцией, но и «продвигать» объект или товар, без которого современный человек не мог обходиться в те времена. Также под влиянием модерна старинный плакат стал отображать множество женских образов – полусказочных дам, красивых, привлекательных и излучавших магнетическую силу притяжения. Этот антиквариат был далек от реальных прототипов, однако не лишался исторической достоверности и был весьма современным.

     

    Прогрессивность и современность в старинном русском рекламном плакате была достигнута благодаря использованию новых ярких образов. Художники, работавшие над созданием рекламы, отлично знали ее основы и использовали метод, называющийся современными рекламистами позиционированием. Так, о качествах мыла, изготовленного компанией «А. М. Жуков» зритель мог судить по белизне и чистоте горных вершин, изображенных при лунном свете.

     

    Особое влияние на дореволюционный плакат оказывал неорусский стиль. Он оказался мощным двигателем торгово-промышленных отношений, составленным из образов и символов русской истории и культуры. Покупка старинных дореволюционных плакатов позволяла производителям бороться за потребителя с иностранными фирмами. Такой антиквариат отличался традиционностью, а древнерусские герои былин и сказок ассоциировались с надежностью товаров.

     

    Старинный плакат стал особым видом рекламы и уникальным произведением искусства. Особой мощью характеризовались тексты и слоганы рекламных плакатов. Старинные плакаты не отличались излишней навязчивостью, а в общении со зрителями они были спокойными собеседниками, имевшими собственный убедительный язык. Дореволюционный рекламный плакат, появившийся на стыке эпох и в период смены культурных парадигм, улавливал неповторимый дух времени, при этом используя мотивы, формы и образы из прошлого, а также технически развитого и прогрессивного настоящего.