Старинная древнерусская мебель – символ эстетических вкусов эпохи

  • 2013-01-31



    В последние годы мир старинных предметов все чаще привлекает внимание исследователей и коллекционеров. Антикварные вещи наилучшим образом способны передать эстетические пристрастия и мировоззренческие особенности каждой эпохи. Особенный интерес в этом плане вызывает старинная древнерусская мебель, ставшая символом времени, отображающим все изменения, происходившие в общественной жизни, и конкретные исторические ситуации.

     

    О предметах, входивший в русский интерьер, достоверная информация появилась в семнадцатом столетии – этим временем датируются не только свидетельства иностранцев, приезжавших в Новгород, Архангельск и Москву, но и сохранившиеся старинные документы, подробно рассказывающие о царском быте.

     

    Русский интерьер, складывавшийся веками, во всех социальных слоях был практически одинаковым. Почти в каждом доме вдоль стен располагались встроенные лавки, считавшиеся основой домашней обстановки. Царские и крестьянские дома отличались лишь «нарядностью жизни», обладая при этом одинаковым устройством. В крестьянском жилище каждая вещь в основном выполняла функциональную роль, тогда как в царском или боярском интерьере она была репрезентативным предметом. Поставцы – старинные шкафы, заполненные венецианским стеклом и серебром, занимали свое место в трапезных и служили для демонстрации богатства.

     

    Древний русской интерьер не отличался единым ансамблем, но каждый старинный предмет был самоценным. В давние времена обстановка была встроенная и дополнялась переносными скамьями и столами, часто имевшими перекидывавшуюся спинку. Антикварные столы в древнерусском интерьере оснащались откидной столешницей, что делало их схожими с сундуками. Каждый хозяин старался купить старинную мебель, выполнявшую множество функций. Именно многофункциональность стала главной чертой средневекового интерьера. В богатых домах встречались складные столы, имевшие форму козлов со съемной столешницей.

     

    Основной мебелью для хранения вещей были традиционные сундуки. Особую роль в русском интерьере с конца шестнадцатого столетия отыгрывал стул, изначально рассматривавшийся как трон. На нем позволялось сидеть лишь царю, лицам духовного звания и хозяину дома. В основном старинная мебель изготавливалась из местных пород древесины, и богато покрывались росписью или резьбой, а порой оббивались дорогостоящими тканями. Такое «древнерусское узорочье» стало главной составляющей стиля, где обилие декора рассматривалось как особая красота.

     

    При этом в русской мебели еще в конце семнадцатого столетия просматривалось западное влияние. Так, в некоторых домах можно было встретить гобелены, старинные зеркала в рамах, светскую живопись и библиотеки, наполненные иностранными книгами. После реформ, проведенных Петром I, древнерусский стиль перешел на второй план – его место занял интерьер, следовавший европейским традициям.