Модерн vs. эклектика
-
2011-06-19
Модерн (от фр. moderne — современный) – направление, стиль в искусстве конца XIX – начале ХХ вв., возникший как ответ на эклектику, представлявшую собой смешение и цитирование стилей предыдущих эпох. В большинстве стран, где этот стиль распространился, его оригинальные названия были связаны с новизной: ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil– «молодой стиль»), ноекунст («Nieuwe Kunst» – «новое искусство» в Нидерландах).
Определенное влияние на развитие модернизма оказало искусство Японии, а также Древнего Египта и других древних цивилизаций.
Отказавшись от классического стиля, в том числе от позднего его течения – ампира, искусство отказалось от прямых линий и четкой геомертии, консервативности и пафоса. Модерну во всех его проявлениях (архитектура, интерьер, скульптура, живопись, прикладное искусство) присущи более естественные изогнутые, округлые линии, асимметрия. Самым популярным элементом декора в модерне являлся растительный орнамент, своеобразным знаком стиля стал цветок ириса.
В новом искусстве особенно большое внимание уделено прикладным его аспектам: интерьеру, керамике, книжной графике. Архитектура модерна строилась на иных материалах, чем в предыдущие времена: в основе зданий зачастую лежали каркасы из металла или железобетона, которые заполнялись стеклом. Замечательным примером сооружения в направлении модерн можно считать башню-символ Парижа, спроектированную в 1889 г. Гюставом Эйфелем. Эта башня полностью выполнена из обнаженных металлических конструкций.
Причудливые, нередко овальной или округлой формы окна и витражи (на витражах, как правило, были изображены ирисы, реже маки или лилии, иногда – орнамент в японском стиле или греческий миандр), благодаря появлению электричества, часто подсвечивались изнутри и снизу, что также создавало необычное впечатление.
Дальше других зарубежных архитекторов в создании абстрактных, необычайных волнистых и овальных форм зданий пошел испанский зодчий Антонио Гауди. Самой совершенной формой он считал форму яйца, что нашло отражение в спроектированных им сооружениях. Его авторству принадлежат такие здания в Барселоне, как собор Саграда Фамилья (Святого Семейства), Каза Мила, Каза Баттло, а также ворота, павильоны и иные сооружения в Парке Гюэль.
Из русских архитекторов направления модерн известны А. Щусев, Ф. Шехтель, Л.Кекушев. А примерами спроектированных в этом стиле зданий могут служить здания Ярославского (Ф. Шехтель) и Казанского (А. Щусев) вокзалов в Москве, а также здание Мечети в Петербурге (архитектор – Ф. Васильев).
Модерн особенно популярен был для постройки городских особняков, многоквартирных зданий и загородных усадеб (в России) и вилл (за рубежом).
Для интерьеров стиля модерн характерно, что стены окрашивались в пастельные зеленоватые, сиреневые, бежевые тона (на стенах нередко был изображен все тот же орнамент), в оформлении помещений использовался материал разной фактуры. Большое внимание уделялось лестницам и перилам, зачастую изогнутым в виде волны. Залы, оформленные в стиле модерн, чаще большие и просторные. Необычными были не только окна, но и двери (элемент современных интерьеров, являющийся логичным приемником стиля модерн, – раздвижные, качающиеся, вращающиеся двери, выполненные чаще всего из матового стекла).
С эпохой модерна можно связать появление встроенной мебели, которая представляла собой органическое единство с облицованными деревянными панелями стенами. Образцы такой мебели проектировались такими знаменитыми художниками, заявившими о себе в прикладном искусстве, как Васнецов, Поленов, Бенуа или Лансере. А волнистые линии, столь характерные для модерна, нашли отражение в рисунках на спинках кресел, контурах стульев и столов.
В качестве убранства в комнатах использовались декоративные лампы, барометры, часы, изделия из стекла и хрусталя (из отечественных «новинок» до сих пор остается очень известным открытый в то время в Гусь-Хрустальном и
Дьякове хрусталь), фарфора (Фаберже), а иногда репродукции картин модных художников.
Среди художников, чье творчество связано с модерном, можно назвать имена М.А. Врубеля, В.М. Васнецова, типологические черты модерна имеют место и в картинах К.А. Коровина, В.А.Серова, В.В. Кандинского, И.И. Левитана, Н.К. Рериха и
К.С. Петрова-Водкина. Большинство этих имен соотносится с Амбрамцевским кружком, артистическим обществом, сложившимся вокруг известного мецената С.И. Мамонтова в середине 1870-х гг. Именно здесь были устроены кустарные мастерские, возродившие традиции русского народного творчества, прежде всего, в столярном деле и керамике.
Неотъемлемой частью модерна стали вывески, плакаты, иллюстрированные модные журналы, которые способствовали очень большой популяризации стиля в широких слоях населения. Но, возможно, именно эта его часть привела к угасанию направления, столь же стремительному, как его начало.
Считается, что окончание эпохи модерн связано с началом Первой мировой войны в 1914 году, но и сейчас этот стиль привлекает респектабельных владельцев просторных квартир и особняков.