Готика: симфония камня и света

  • 2011-06-15



    Готика – стиль искусства в период Средневековья (XII-XV вв.), зародившийся во Франции и распространившийся по всей Европе (в Австрии, Германии, Чехии, Испании, Англии, Польше, на Украине и т.д.).



    Считается, что термин ‘готика’ появился уже в эпоху Возрождения и призван был отделить искусство Средневековья и Ренессанса. Gotico – итальянское слово, означает «непривычный, варварский». Это культовое, религиозное по тематике искусство обращалось к христианскому мировоззрению.


    Направление проявилось, прежде всего, в архитектуре (церкви и замки), но и в малых жанрах – скульптуре, живописи, книжной миниатюре – тоже.


    Архитектуру готики сравнивают с симфонией камня и света, поскольку, в отличие от предшествующего ей романского стиля с маленькими окнами и массивными стенами, для готики характерны довольно большие пространства, устремленность вверх (за счет высоких башен и колонн), легкость и обилие света (в зданиях большое количество стрельчатых окон, в том числе с цветными витражами). Все это создает впечатление дематериализации, иррациональности и некоторой мистики: устремленность вверх, к небу, к богу отражает религиозные идеи – основы готического стиля.


    Устремленность вверх и обилие света и пространства явились результатом новых архитектурных решений: несущую функцию стен начала выполнять система колонн и наружных боковых столбов-контрфорсов, а для крыши (свода) эта функция перешла к опорным аркам – аркбутанам, которые образовывали два яруса; конструктивную и декоративную функцию выполняли и арки нервюры. Освобожденные от нагрузки облегченные стены заполнялись стеклянными витражами и скульптурой. Само же пространство здания внутри делилось колоннами на параллельные пролеты – нефы. Центральный неф был широким, вместительным и светлым, боковые (их могло быть 2 или 4) – более темными и маленькими. Зачастую вместо арочных конструкций на контрфорсы ставились пинакли, представляющие собой остроконечные башенки.


    Витражи стрельчатых окон, выполненные в гамме красно-сине-желтых оттенков, были разнообразны по тематике. Здесь и религиозные сюжеты, и растительный орнамент, и изображение фантастических животных. Очень характерно для готических зданий расположенное над входом окно-роза, названное так за свою форму.


    Став частью ансамбля собора, скульптура является самостоятельной и объемной (здесь практически нет рельефов). Она, как и архитектурные элементы, выражает устремленность вверх.


    Для готических интерьеров, как и для внешнего облика зданий, характерны устремленность вверх, экспрессивность и легкость. Стены облицовываются деревом, иногда украшаются гобеленами. Каменный пол в период поздней готики покрывается коврами. В интерьерах и предметах мебели используются ажурные орнаменты. Предпочтительные материалы для создания интерьера – камень, мрамор, реже – дерево.


    Типичным предметом мебели периода готики считаются высокие двустворчатые шкафы, а также стулья и кровати, форма спинок которых которых имитирует архитектурные детали готических зданий. Наряду со шкафами существовали сундуки, которые, особенно в начальный готический период, могли служить и скамьей, и кроватью, и шкафом. Кровати зачастую покрывались балдахином. Изредка готический стиль в интерьерах можно встретить и сейчас (в стилизованных ресторанах или богатых частных особняках).


    Элементами готического интерьера в домах богатых горожан можно считать книжные миниатюры, в том числе религиозные часословы и псалтыри, богато иллюстрированные.


    В России памятники готического искусства сохранились в небольшом количестве. Кроме известных в Москве и Санкт-Петербурге церквей, очень известным готическим сооружением можно считать средневековый замок в Выборге, заложенный шведами в самом конце XIII в.