Рококо: изящество и легкость.

  • 2011-06-01



    Рококо́ – стиль искусства, возникший во Франции и распространившийся по Европе (Италия, Чехия, Россия и т.д.) в середине XVIII в. Иногда его называют стилем Людовика XV. Стиль рококо берет начало в барокко, точнее, является его логическим продолжением. Название рококо происходит от фр. rococo, или rocaille, – ракушка, декоративная раковина. Действительно, если для барокко были свойственны симметрия и эмоциональная насыщенность, то рококо характеризуют асимметрия, изогнутые линии, легкость, изысканность. Именно такие ассоциации могут возникнуть с украшениями из ракушек.


    Философская основа стиля рококо связана с идеей вечной молодости и красоты, изящества.


    Для рококо характерно наличие обильного орнамента, связанного с природной тематикой, прежде всего, – с тематикой раковины, а также цветов, ветвей и т.п. Эти предметы не имеют жестких, прямых линий, в рококо все текуче, динамично, изменяемо. Характерны для рококо и китайские мотивы: драконы, китайские обезъянки, птицы и.т.п.


    В цветовой гамме рококо, как и в цветовой гамме барокко, всегда присутствует золотой. Остальные цвета – пастельные: нежный голубой, розовый, желтый, светло-зеленый, кремовый.


    Если барокко нашло выражение в большей степени в архитектуре, чем в других видах искусства, то рококо – стиль интерьеров.


    В этот период комнаты стали меньше. Окна и двери были важной композиционной частью комнат. Окна начинались от пола. Напротив двери, как правило, располагался камин. И окна, и двери, и камины, имели полукруглое или волнообразное завершение. Пространство над камином и над дверью – дюсепорт – обрамлялось панелями. Появляются в интерьерах и подвижные ширмы, позволяющие визуально изменять пространство, делать его подвижным и изогнутым. Стены украшают гобелены, вытканные шелком и шерстью, картины и портреты и овальные зеркала в гипсовых или фарфоровых рамах. Сюжеты гобеленов и портретов отражают пасторальные сцены (идиллия на фоне замечательных пейзажей) или китайские мотивы. Пол устилается коврами.


    Перегруженность декором и перенасыщенность интерьеров предметами комфорта и уюта очень характерны для рококо.


    В оформлении интерьеров комнат большую роль играет мебель. Предметы мебели, округленные и изысканные, изготавливаются из дорогих пород дерева. Появляется огромное количество разнообразных стульев, кресел, канапе с изогнутыми ножками и ручками. Ножки стульев и кресел часто имеют форму звериных лап.


    Корпусная мебель больших размеров практически выходит из употребления. Зато входят в моду стоящий на высоких ножках секретер, комод, туалетные столики, разнообразные тумбочки. Поверхность этих предметов мебели часто обрабатывали цветными лаками и декорировали золотом и накладками.
    Известны имена мастеров-изготовителей мебели: Томас Чипэндейл, Давид Рентген, Шарль Крессан и др.


    Важными элементами интерьера были мелкие предметы, переполняющие комнату: канделябры со свечами, расположенные напротив зеркал или рядом с ними, статуэтки и вазы из стекла или фарфора, хрусталя. Тонкой и изящной становится посуда. Теперь она не металлическая, а фарфоровая. Секрет создания этого материала был открыт лишь в начале XVIII в. алхимиком Иоганном Фридрихом Бетгером и стал широко использоваться мастерами того времени, в частности, знаменитым Этьеном Морисом Фальконе. Каминные часы, шкатулки, баночки, коробочки дополняли интерьер.


    В целом интерьер стал представлять собой единый ансамбль, максимально комфортный и уютный, хотя и несколько перегруженный деталями.


    Легкость и игривость были свойственны не только интерьерам, они отразились в архитектуре зданий: прямые линии зданий маскируются фигурной отделкой, колонны, характерные для барокко, то укорачиваются, то удлинняются, крыши и лестницы обрамляются балюстрадой в виде скрученных или витых колонн. По сравнению со стилем барокко, в рококо не появляется практически ничего нового, но все становится более легким и изящным.