Скульптура древней Эллады

  • 2011-05-31



    Существует много общих черт, породнивших искусство различных областей, с 4 по 1 век до нашей эры. В те древние времена, оно воплощало новую идею о величии мира, которая так же нашла свое проявление в скульптуре древней Эллады.

     

    К концу 4-го века до нашей эры, древний мир, в котором присутствовали внутренние противоречия, фактически изжил себя. Менялись границы, народы и культуры - наступала новая эра. Времена древней Эллады известны своими фантастическими проектами: горы превращались в города, появлялись такие исполины как медный Колосс Родосский в бухте острова Родос. Желание постичь мир богов, выйти за рамки простого человеческого понимания — одна из самых характерных черт скульптуры той эры.

     

    Эллины, в своем культурном развитии, шли по самостоятельному пути, именно поэтому, такими искренними и возвышенными были созданные ими скульптурные,  живописные и архитектурные образы. В мифологической основе скульптуры древней Эллады лежала тесная связь с обычной жизнью простых свободных граждан. Она имела  воспитательно-облагораживающей направленности. Многих мастеров того времени будоражила мысль о совершенном, прекрасном, гармонически развитом человеке и его изображение в искусстве. Это, прежде всего, ощущается в древних скульптурах, созданных одним из крупнейших мастеров - Поликлетом из Аргоса. В работах Поликлета, свое истинное воплощение основные стилевые черты скульптуры древней Эллады: покой, устойчивость поз, большие плоскости, собранность образов.

     

    В своих работах Поликлет достаточно  сдержан. Образы в его скульптурах камерны, слегка провинциальны. Таковой является его статуя Киниска - юноши-победителя Киниска, застывшего, одевая на голову полученный им в награду лавровый венок. В подобных портретных композициях есть кое-что общее с философскими размышлениями о характере идеального человека. Скульпторы древней Эллады посредством пластики выражали мудрость и совершенство. Полнее талант Поликлета смог раскрыться в статуе Дорифора-Копьеносца. В сборном образе воина, атлета и просто доблестного гражданина.

     

    В этой древней скульптуре представлен юноша, победитель состязаний. Он изображен с длинным копьем на плече в спокойной позе стоя. В скульптуре не присутствуют черты симметрии древних Аполлонов, робко ступавших вперед своей левой ногой. Осознавший свою силу и совершенство, которая стала для него прочной опорой. Совсем зрелая, даже можно сказать серийная, работа Поликлета передает идеи высокого классицизма скульптуры древней Эллады. Обратившись к популярному в те времена образу победителя в метании копий, так же как Мирон в своей скульптуре Дискобола, он создал не индивидуализированный портрет атлета. Несмотря на то, что в образе Дорифора скульптор отталкивался от образа вполне реального человека (атлета, который победил на состязаниях), ему удалось создать несущий в себе идею победы, типизированный памятник.

     

    Дорифор стал для многих скульпторов древней Эллады примером в изображении человека. За время работы над скульптурой, мастер смог раскрыть пропорциональность форм, которая свойственна строению мужской фигуры. Считается, что в основу пропорций копьеносца Поликлет положил определенное модульное значение, определенное количество раз укладывавшееся в различных элементах скульптуры – руках, ногах, голове, торсе. Этим модулем была либо фаланга пальца копьеносца, либо ширина его ладони, достоверно установить это сегодня никому не удается. Благодаря применению модуля, Поликлету удалось создать скульптуру с идеальными, по мнению его древних современников, пропорциями. Исходя из римских копий, которые дошли до нас, эта статуя кажется несколько тяжеловатой, а порой даже чересчур коренастой по сравнению с греческими скульптурами последующих веков. Именно в этом проявилась рука мастера скульптуры древней Эллады, в древних памятниках оставленных нам навсегда, подчеркивались мужество и физическое совершенство человека.

     

    Одним из признанных шедевров древней Эллады является группа скульптур «Лаокоон и его сыновья», созданная тремя скульпторами: Афинодором, Агесандром, и Полидором. На троянского жреца Лаокоона и его отпрысков боги наслали двух огромных змей. Лаокоон пытается сорвать свои змеиные оковы, яд разливается по его телу. Древняя скульптура исполнена виртуозно. Анатомия человеческого тела (отца) передана тщательно, она порой доходит до натурализма, а фигуры его отпрысков напоминают жалких взрослых людей.

     

    Другим шедевром искусства древней Эллады является скульптура богини - это Ника Самофракийская, созданная во втором веке до нашей эры. Скульптура изображена слетающей с постамента в виде кормы корабля. Её прекрасное тело в намокших одеждах показано в полуобороте, широко применявшемся в то время. Мощные крылья богини трепещут, каждое перо четко высечено с огромной тщательностью. По поэтичности образа, эта древняя скульптура превосходит все ранее созданные статуи.

     

    Кроме идей о величии и грандиозности мира, скульптура древней Эллады развивалась также и в другом направлении. Наилучшим образцом скульптур этого рода является «Венера Милосская», найденная на территории современного полуострова Мелос. Скульптура изображает полуобнаженную богиню, её одежда, окутывающая ноги и торс, руки показаны в движении. В эпоху древней Эллады, Афродита была самой любимой богиней. Её изображали то кокетливой, то задумчивой, а иногда даже шаловливой. Афродита с острова Мелос строгая и сдержанная, её волосы собраны в прическу с четким прямым пробором, а прекрасное лицо и фигура показаны скульптором достаточно обобщенно. Вся её поза, выражение лица и взгляд навевает покой и умиротворение.

     

    Но все-таки самыми замечательными портретами древней Эллады являются скульптуры греческих философов, среди них, особо хочется выделить фигуру Демосфена руки скульптора Полиевкта (3 век до нашей эры). Демосфен изображен стоя, с соединенными кистями рук и склонённой головой. Вся его поза показывает отрешенность и горечь безысходности в жизненной борьбе. Но, вопреки всему,Полиевктсмог передать красоту и величие в созданной им скульптуре.

     

    Портретные скульптуры философов знаменуют собой отход от классической системы, наполненной героическим идеалам. Характерным для поздних скульптур древней Эллады является выбор нетрадиционных сюжетов: старые морщинистые рыбаки, пьяные старухи, дамы с пухленькими губками и томными взорами, Эра эллинизма является «осенью» древнегреческой культуры.