Классицизм: возвращение к античной традиции.

  • 2011-06-04



    Классицизм (от лат. classicus — образцовый) – направление, стиль в культуре и искусстве XVII—XIX вв., главным признаком которого было обращение к античным образцам как к эталону.


    Как в античной культуре, жанры разных видов искусства строились по определенным канонам, призванным отразить логичность мироздания, выявить идеальное, неизменное и отбросить случайное. Торжество разума, идея рационализма, проповедуемые классицизмом, берут начало в философских трудах Р.Декарта (Картезиуса).


    Классицизм как направление начал формироваться во Франции, позже распространился в Европе. Этот стиль, в отличие от сосуществующего с ним барокко, был приемником эпохи Возрождения. Однако ощущение гармонии, столь характерное для Ренессанса, в классицизме утрачивается. Разум находится в противоречии с чувством, а идеальное с реальным.


    Стиль классицизма нашел отражение в разных видах искусства, затронул скульптуру, живопись, архитектуру и литературу.


    Классической архитектуре свойственны геометрическая правильность и логичность планировки в соответствии с ордером. Стены строений представляют собой гладкие поверхности, а сдержанный архитектурный декор в виде портиков, колонн, рельефов только подчеркивает логичность и симметрию структур. Для раннего классицизма характерна также регулярная система планировки городов, а в позднем – ампире – она охватывает большие городские пространства. Архитектурные ансамбли включают в себя элементы природы, открытые площади. Прекрасным примером подобной планировки города может служить Санкт-Петербург.


    В то же время, что и классицизм, существовали роскошный стиль барокко и изящный рококо. Все эти направления не могли не оказывать взаимного влияния. В итоге возникают замечательные памятники архитектуры, примером которых может служить Версальский дворец и парковый ансамбль вокруг него. Зодчие все чаще отказываются от жестких, регламентированных ордером схем и больше внимание уделяют интерьеру с его четкостью пространственного членения и мягкостью цветов.


    В первую очередь архитектуры касается и русский классицизм, развившийся на почве рассвета светской культуры и подъема государственности в России. Виднейшие русские зодчие – А.Ф. Кокоринов, В.И. Баженов, Дж. Кваренги, А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, Д.И.Жилярди, О.И. Бове.


    Строгая иерархия стилей и жанров классицизма предполагает, что скульптура и живопись занимают подчиненное по отношению к архитектуре положение.


    Скульптура в большой степени ориентирована на ваяния Древней Греции. Для нее характерна сдержанность, спокойствие поз. Античные каноны требовали обнажить изображаемую натуру, поэтому деятели политики и культуры первоначально изображались в виде античных богов (например, А.В. Суворов – в виде Марса, бога войны), позже их «одели» в тоги (М.И. Кутузов и Б.де Толли перед Казанским собором). Большое распространение получила надгробная скульптура, которая выполнялась для частных заказчиков. Среди скульпторов особенно известны Э.Фальконе, Ж.Гудон, Антонио Канова (Франция), Федот Шубин, Михаил Козловский (Россия).


    В живописи важнейшими принципами являются логичная, уравновешенная композиция, четкость рисунка и светотень. Цвета, как правило, чистые, причем существует предпочтение в изображении переднего плана коричневым, а дальнего – голубым. Художники обращаются к темам античности и героики. Исторический, мифологический и религиозный жанры можно считать «высокими» жанрами, среди малых, «низких» - пейзаж, портрет, натюрморт. Крупными представителями классицизма в живописи считаются Н. Пуссен, Ж.Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, Ф.И. Шубин, Д.Г. Левицкий, В.Л.Боровиковский.
    Направление классицизма в большой степени затрагивает литературу. Здесь так же, как в живописи, представлена строгая иерархия жанров. «Высокие» жанры (эпопея, ода, трагедия; тематика – мифы, исторические, героические сюжеты) никогда не смешиваются с «низкими» (комедия, басня, сатира; тематика – повседневная жизнь, как правило, людей среднего сословия). «Высокие» жанры связаны с творчеством П.Корнеля, Ж.Расина (трагедии), М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина (оды); «низкие» - Ж.Лафонтена (басни), Ж.Б.Мольера, А.П.Сумарокова, Д.И.Фонвизина (комедии).


    К концу XIX в. существовавший два с лишним века классицизм становится схематичным, заменяется так называем академизмом. Именно в этот период на смену классицизму приходят романтизм и реализм.