Ампир – стиль императора Наполеона.

  • 2011-06-07



    Ампир (от фр. empire – «империя») – стиль искусства, который считается продолжением и модификацией классицизма. Этот стиль сложился во Франции в начале XIX в. и просуществовал очень недолго (около трех десятилетий): начало его существования связывают с концом правления Директории и приходом к власти Наполеона (его коронация состоялась в 1804 году), а завершение – с началом реставрации королевской династии Бурбонов (около 1815 года).


    Наполеон, под непосредственным влиянием которого насаждался ампир, стремился к славе и блеску императоров Древнего Рима, поэтому, в отличие от классического стиля, за образец в ампире берется не греческое античное искусство, а римское. В связи с этим возникают некоторые особенности стиля, отличающие его от традиционного классицизма: для классицизма характерно использование мягких гармоничных цветов, для ампира – яркие, прежде всего, красный, белый и синий (цвета французского флага), а также зеленый – фоновый цвет наполеоновского герба. В отличие от классицизма, в орнаментах интерьеров ампира используются геометрические фигуры (круги, овалы, ромбы, звезды), а также элемент геральдики императора – пчелы.



    В целом, ампиру присущи рационализм, историзм, нормативность (как и классицизму), театральность, помпезность, напыщенность, холодность, официальность.



    К римским мотивам в ампире примешивались египетские (после Египетских походов Наполеона).


    Известно, что Наполеон стремился к мировому господству, а его излюбленный ампир искусственно насаждался в других европейских государствах. Однако прижился он только в России, не без участия императора Александра I. Поэтому в контексте культуры XIX века говорят о французском и русском ампире. Искусствоведы считают, что русский ампир мягче, пластичнее и свободнее французского.



    Возникновение стиля ампир связывают с именем художника Жака Луи Давида, начало творчества которого связано с тематикой революции (картина «Смерть Марата»), а продолжение – с прославлением императора Наполеона. Однако сам стиль проявился, в первую очередь, не в живописи, а в архитектуре и в оформлении интерьеров (подобные интерьеры модны и в настоящее время).



    Архитектура императорского стиля фактически не оставила ценных исторических памятников. Известны придворные французские архитекторы П. Фонтен и Ш. Персье.



    К. Росси считается создателем петербургского ампира, в русле которого работал и В.Стасов. В России в духе ампира строились дворянские усадьбы. Образцом стиля можно считать здание Генерального Штаба в Санкт-Петербурге.



    И в России, и во Франции появляются триумфальные арки.



    Интерьеры стиля Наполеона отличаются тяжеловесностью и четкостью форм. Стены могут быть обтянуты шелком или иной богатой тканью, поле поверхности стены, как правило, чистое, что контрастирует с орнаментом мебели, сосудов и т.д. Правда, стены могли быть украшены гравюрами или чеканками. Декоративными элементами интерьеров, помимо описанных выше геометрических фигур и пчел, зачастую являются атрибуты военной римской истории (копья, щиты, топоры, легионерские знаки с орлами, лавровые венки).



    В декоре интерьера (предметы мебели, канделябры, вазы, напольные часы) используется орех, красное дерево, а в России – карельская береза. Кроме дерева, важным материалом интерьера становится бронза, золоченая или патинированная, матово-черная.



    Мягкая мебель, кровати и массивные светильники покрыты тканью, образующей богатую драпировку. Кресла и стулья имеют, как правило, низкую спинку, широкую, в форме лиры, а ножки их зачастую имеют форму звериных лап, как в Древнем Риме. На деревянной основе мягкой мебели, шкафов, секретерах резьба практически не используется, зато имеют место бронзовые накладки со строго симметричным декором. Стулья и кресла, мебель для сидения обычно жесткая: пышность предпочитается удобству. Появляются новые формы мебели: узкие витрины, узкий сервант, круглые сервировочные столы.



    Очень похожий стиль возвращался в Россию в период сталинского правления. Он получил название Сталинского ампира и так же, как и ампир начала XIX века, затронул, в первую очередь, архитектуру и интерьер.