Барокко – стиль роскоши и богатства.

  • 2011-05-30



     

    Барокко – стиль искусства и культуры, распространенный в Евпропе в XVII—XVIII вв.

     

    Происхождение название стиля точно не установлено: одни искусствоведы связывают его с итал. barocco  – ‘порочный’, ‘склонный к излишествам’, другие – с порт. perola barroca – ‘жемчужина с пороком’, т.е. неправильной формы. Существуют теории, согласно которым барокко берет начало от лат. bis-roca – ‘скрученный камень’ или от лат. verruca– ‘крутое высокое место’, ‘дефект в драгоценном камне’. Упомянутые точки зрения на происхождение названия стиля вполне отвечают его характеристикам.

     

    Характерными чертами барокко считают вычурность, неестественность, динамичность и напряженность, стремление к роскоши и пышности, высокую эмоциональность и пространственный размах. Однако этот стиль сохраняет симмертию классического стиля.

     

    Стиль барокко имеет непосредственное отношение к мировоззрению и философским представлениям того времени. XVII век – время важнейших научных открытий Галилея и Коперника в области астрономии; Лейбница, Ньютона, Паскаля – в физике и математике; К.Линнея – в биологии. Этот период – эпоха великих географических открытий Х.Колумба, Васко да Гаммы, Магеллана. В условиях такого динамичного общекультурного развития  изменилось представление о человеке: если в эпоху Возрождения он считался разумнейшим существом, то теперь человек осознает, что он не всемогущ, и,  улавливая видимость явлений, не всегда может понять их суть. Как следствие, представления о гармонии мира несколько пошатнулись.

     

    Зародился стиль барокко в Италии. Первоначально он оценивался как некое отрицательное явление, особенно французскими классицистами. Нужно сказать, что, несмотря на то, что барокко позже распространилось по всей Европе, во Франции оно не нашло своей ниши. А культурные барочные памятники (например, дворец в Версале с его регулярным парком) зачастую оценивались как памятники классицизма.

     

    Первые памятники барокко в России относятся к эпохе Петра I («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»), связаны они с именем Д.Трезини. Рассвета стиль достигает во времена правления дочери Петра Елизаветы. Именно тогда жил и творил замечательный зодчий Б. Растрелли.

     

    Свои барочные школы были созданы во Фландрии (Бельгии), Голландии, Италии, Испании, Германии.

     

    Стиль барокко связан, прежде всего, с архитектурой. Подчинены архитектуре и являются ее элементами интерьернаяи садово-парковая скульптура, рельефная резьбаи живописьв виде фресок, церковных и светских, парадного портрета. Отражение этот стиль нашел в литературе, музыке и одежде XVII-XVIIIвв.

     

    Знаменитым памятником архитектуры барокко считается собор св. Петраи круглая площадь перед ним архитектора Джованни Лоренцо Бернинис занимающими огромное пространство галереями, двумя колоннадамивысотой 19 метров, увенчанными 96 скульптурами, и лестницей scalaredja, соединяющей собор св. Петрас Ватиканским дворцом. Колонны, украшающие начало лестницы, громадны, постепенно они уменьшаются в размере и сверху сделаны в человеческий рост, в результате чего создается иллюзия, что находящийся наверху лестницы папа огромен.

     

    Из архитектурных памятников русского барокко самыми известными являются Зимний двореци садово-парковый ансамбль ПетергофаБ.Растрелли. Его  творением является и Екатерининский дворецв Царском Селе. Все эти грандиозные здания и ансамбли украшены многочисленными скульптурами или барельефами, имеют ярко выраженное тяготение к криволинейности, текучести объемов и форм, роскошны и зрелищны, монументальны.

     

    Самые известные художники эпохи барокко – Караваджои Питер Пауль Рубенс, Ван Дейки Диего Веласкес, Рембрандти Вермеер. Динамизм композиций, пышность форм, незаурядность сюжетов и яркость образов – характерные общие черты произведений этих живописцев, несмотря на все различие творчества каждого из них.

     

    Очень характерно проявляется стиль барокко и в интерьере. Для отделки стен и потолка использовали золото. Потолок часто был украшен фресками, а в декоре стен использовали дерево (южный орех или цейлонское черное дерево), мраморили гобелены, занимавшие все пространство стен. Важным элементов декора стен стали огромные зеркала, украшенные лепнинойи позолотой. В лепнине присутствовали декоративные орнаментыв виде листьев, цветов, ветвей деревьев. Большие окна декорировались шторами из парчи, шелкаили бархата, реже – ситцас помпезными кистями. Пол выполнялся из мрамора (часто с шахматным рисунком) или дерева (паркетразличной фактуры и цвета).

     

    Непременным элементов интерьера являлась (и является до сих пор) мебель. Для стиля барокко характерна мягкая мебель: кресла, стулья и диваны обивались дорогой тканью, а кровати были украшены балдахином и шелковыми покрывалами. Cпинки стульев и кресел, как правило, были резными, изогнутыми.

     

    Стиль барокко, как было сказано выше, отличается пространственным размахом. Это, однако, коварный стиль: чрезмерное использование декоративных элементов может привести к ощущению собрания, нагромождения красивых вещей, а впечатление цельности композиции при этом пропадает. Используя статуэткии вазы с растительным орнаментом, зеркала в золоченой раме, мягкие стулья с резными спинками, гобелены, можно создать дух стиля бароккои в небольших помещениях.

     

    Стиль барокко очень популярен в отделке интерьера и сейчас среди тех, кто стремится к роскоши, богатству и уюту.