Частное собирательство икон на территории России

  • 2013-07-31



    Еще в девятнадцатом столетии впервые возник интерес к русской иконе, а зачинателями научного исследования такого антиквариата были торговцы предметами старины сороковых годов. Среди них – Иванчин-Писарев, Сахаров, Снегирев и Шевырев. Так как в девятнадцатом веке хранителями старинных русских икон считались старообрядцы, коллекционеры пользовались их советами и беспрекословно перенимали все сведения, предоставленные этими «знатоками» русской иконы.

     

    Однако на самом деле старообрядцы не имели необходимых сведений о дониконовской художественной культуре, а их коллекции были переполнены поздними иконами семнадцатого – девятнадцатого столетий. В редких случаях моленные, часовни и старообрядческие церкви были обладателями древних московских или новгородских икон. В это время знания об особенностях древнерусской живописи только начинали накапливаться.

     

    Серьезное изучение старинных русских икон началось с Кондакова, Айналова, Буслаева и Кирпичникова. Однако даже эти ученые не могли узнать старинные иконы, поэтому в их коллекции нередко попадали произведения шестнадцатого и семнадцатого столетий. Антиквариат исследовался достаточно однобоко, поэтому до начала прошлого столетия древнерусское искусство изучалось в плане формирования и развития разных иконографических типов, либо в его связи с общественной мыслью и древнерусской литературой, или как археологическая старина.

     

    При этом старинная икона, как феномен художественного характера, существовавший в эпоху русского средневековья, для многих исследователей оставалась неведомой. В двадцатом столетии ситуация изменилась, ведь в это время были предприняты первые шаги в процессе расчистки древних икон от записей, более поздних покрытий, а также свечной копоти, скапливавшейся векам и искажавшей первоначальную уникальную живопись.

     

    Частные коллекционеры, начавшие собирать древнерусские иконы, очень скоро смогли добиться существенных результатов в изучении этого антиквариата. На помощь собирателям пришли обладавшие опытом реставраторы-старинщики, без работы которых невозможно было раскрыть ни одну старинную икону. Некоторые реставраторы также начинали коллекционировать старинные иконы. Хотя их собрания, как правило, были небольшими, но в них попадал на самом деле ценный антиквариат.

     

    Одним из известнейших коллекционеров греческих и русских икон в переходной период был академик Лихачев, обладавший крупным состоянием. Ему удавалось купить старинные иконы, недоступные большинству коллекционеров. Однако для него иконы были только частью коллекции, ведь в основном его интересы сосредотачивались на собирательстве разных исторических документов.

     

    Лихачев впервые проявил интерес к антикварным иконам в 1896-м году, а уже в 1913-м году их количество в его собрании достигло полутора тысяч штук. Коллекционер посещал самые древние монастыри России, поддерживал связи со всеми влиятельными антикварами, благодаря чему за короткое время смог составить лучшую не только по количеству, но и по качеству коллекцию икон. Лихачев хорошо разбирался в средневековой художественной культуре, поэтому лучшие произведения искусства на российском рынке предлагались именно ему. Одним из ценнейших экспонатов его собрания стала монументальная старинная икона четырнадцатого столетия «Борис и Глеб».