Альфонс Муха – создатель великолепных украшений
-
2013-07-30
На территории России имя талантливого чешского художника А. Мухи известно мало. Между тем оно оказалось своеобразным символом живописи начала «серебряного» века. Его необычный стиль в архитектуре, живописи и малых декоративных формах вошел в историю как «стиль Мухи». Альфонс Муха – не только живописец, но и мастер рекламной и театральной афиши, один из самых ярких представителей эпохи модерн.
Впервые имя Мухи стало известным благодаря афишам для театральных спектаклей. Художник частично был дизайнером многих постановок, ведь его эскизы использовались для создания платьев, а также специальных ювелирных украшений. Альфонс Муха стал автором многих рекламных проектов, а его композиции появлялись в журналах, а также в виде плакатов. Произведения художника отличались особым стилем, в котором создавались красочные серии, до сих пор тиражирующиеся в форме арт-постеров.
Помимо прочего, Альфонс Муха занимался созданием ювелирных украшений. На протяжении некоторого времени он сотрудничал с известным ювелиром Ж. Фуке. В этом дуэта родились экстравагантные старинные украшения в стиле Арт Нуво. Ювелирные изделия, выполненные в новом стиле, впервые были продемонстрированы на парижской Всемирной выставке в 1900-м году.
До нашего времени сохранилась только небольшая часть украшений, однако многие изделия известны по фотографиям. Такой антиквариат существенно отличался от стандартов своей экзотикой и был свидетельством интереса той эпохи к новым формам и материалам.
Работать над проектами ювелирных изделий Муха начал во время создания афиш Сары Бернар, в которых нередко присутствовали оригинальные украшения. Для их создания художнику пришлось изучить фольклор и историю. И только потом мастер стал заниматься созданием эскизов для украшений под заказ. Все необычные ювелирные идеи Мухи воплощались в жизнь известным мастером Ж. Фуке. Впервые Муха и Фуке начали сотрудничать приблизительно в 1898-м году, и уже спустя несколько лет их ювелирные коллекции стали пользоваться ошеломительной популярностью.
В первую коллекцию двух мастеров вошли фантастические театральные предметы, составленные из огромного количества компонентов, соединивших в себе множество материалов и техник. Как и старинные украшения, появлявшиеся в графических произведениях А. Мухи, воспроизведенные в материале ювелирные вещи, в большинстве случаев были необыкновенно византийскими и восточными одновременно. Чтобы сделать свои украшения популярными среди массового клиента, последующие произведения Мухи были лишены орнаментальной избыточности и стали более строгими.
Самым известным украшением, разработанным Альфонсом Мухой, стал необычный золотой браслет, известный на территории Европы как «роза руки». Этот старинное украшение было изготовлено в виде змеи, обвивавшей предплечье. При помощи тонкой цепочки жало переходило в кольцо. Впервые изображение этого браслета появилось на плакате к «Медее». Каждый элемент изделия удивляет своей натуралистичностью, которая до определенной степени была «сглажена» использованием экзотических материалов – рубинов, эмали, опалов и бриллиантов. Каждое ювелирное изделие, разработанное Мухой, - это шедевр, ставший символом новой эпохи.