Символизм – крупнейшее направление в искусстве
-
2013-07-30
Символизм вошел в историю как одно из самых крупных направлений в искусстве, возникшее на территории Франции в семидесятых – восьмидесятых годах девятнадцатого столетия. Наибольшего развития этот стиль получил в России, Франции и Бельгии. Символисты сумели радикально изменить не только разные направления в искусстве, но и отношение к нему.
Мастера, являвшиеся приверженцами символизма, отдавали предпочтение экспериментам, космополитизму и новаторству. Символисты широко использовали недосказанность, символики, загадочность, таинственность и намеки. Главным настроением для символистов был пессимизм, порой доходивший до отчаяния.
В символизме все «природное» рассматривалось лишь как «видимое», не имевшее отдельное художественное значение. В искусстве термин «символизм» был введен французским поэтом Ж. Мореасом. К тому времени уже распространенным было течение «декадентство», однако символизм никогда не вступал с ним в эстетическую конфронтацию.
Главные принципы символизма впервые получили развитие в творчестве французских поэтов Лотреамона, Верлена, Бодлера, Рембо, Малларме. Приверженцы символизма в своих произведениях стремились отобразить жизнь души, полную смутных настроений, переживаний, впечатлений, полученных мимолетом, и тонких чувств. Символисты были новаторами, создавшими поэтический стих, наполненный яркими и новыми образами.
Мастера, использовавшие в своем творчестве идеи символизма, различали два мира: мир вещей и идей. Так, в каждом символе также было по две стороны – означающая и означаемая. Искусство в этом направлении было ключом к тайне. По мнению символистов, истинное Бытие или Тайна – это объективное и абсолютное начало, к которому принадлежали и мировой Дух, и Красота.
В отличие от остальных направлений в искусстве, включающих в себя элементы, характерной символики, символизм предполагал выражение мистических и «недостижимых» образов Красот и Вечности. Художник-символист становился посредником между сверхчувствительной реальностью и иллюзорным миром, выражавшим посредством зрительных образов «идею в виде чувств».
Антиквариат, созданный символистами – сложные и неоднородные предметы. В изобразительном искусстве этот стиль так и не оформился в единую систему и не смог выработать своего художественного языка. Художники, стремясь успеть за поэтами-символистами, искали вдохновение в темах любви, смерти, греха, порока, страданий и болезни, а также в эротических направлениях. Главной чертой символистов стало развитое мистико-религиозное чувство.
Живописцы, приверженцы этого направления в искусстве, обращались к библейским, мифологическим и аллегорическим сюжетам. Такие мотивы отчетливо прослеживались в произведениях разных мастеров: Моро, Редона, Ван Гога, Гогена. Все символисты стремились найти свой изобразительный язык, особое внимание уделяя экзотическим деталям. Некоторые старинные картины символистов отличаются практически примитивной простотой изображения. Символизм, характеризовавшийся многообразием художественных тенденций, в двадцатом столетии стал основой для формирования многих стилей. Среди известнейших мастеров символизма были Михаил Врубель, Миллес, Борисов-Мусатов, Берн-Джонс, Ф. Ропс, Д. Габриэль, Россетти.