А. А. Половцов – коллекционер, сановник и меценат

  • 2013-07-26



    На протяжении многих десятилетий имя Александра Половцова из-за его принадлежности к бюрократическому обществу Российской Империи замалчивалось и преднамеренно стиралось со страниц истории российской культуры. Александр Александрович произошел из дворянской семьи, не отличавшейся богатством или знатностью. Получив образование и начав свою деятельность в сфере правоведения, Половцов в 1851-м году достиг блистательных результатов в работе, в итоге став членом Совета и статс-секретарем Александра III.

     

    Половцов был страстным коллекционером и тонким знатоком прикладного искусства. Именно он сумел убедить А. Штиглица создать художественно-промышленное учебное заведение для подготовки «ученых рисовальщиков». Александр Александрович был представителем просвещенного сословия, поэтому он прекрасно понимал, как должна развиваться страна и от чего зависело ее процветание и благоденствие. По его мнению, Россия могла стать счастливой, только если купцы начали бы жертвовать средства на учение и учебные заведения.

     

    Половцов отлично разбирался в литературе и истории, в его коллекции были хорошие старинные книги, составленные в уникальную библиотеку. В качестве основы для книжного собрания послужила коллекция антикварных книг, доставшаяся ему по завещанию от друга юности, графа Кушелева-Безбородко. В 1865-м году Половцев стал инициатором создания Русского исторического общества, обладавшего огромным значением для развития отечественной науки.

     

    Истинной страстью Половцова оказалось художественное коллекционирование, благодаря которому он стал интересоваться проблемой художественно-промышленного образования. Сам Александр Александрович не только собирал антикварные картины, но и смог осознать воспитательную функцию художественных собраний. Коллекционер приобретал старинные предметы восточного и западноевропейского искусства, никогда не жалел денег на понравившиеся ему вещи.

     

    Лишь за одну европейскую поездку, совершенную летом 1872-го года, он приобрел антиквариата на сумму в семнадцать тысяч рублей. Половцев пополнял свое собрание не только отдельными произведениями искусства, но и целыми коллекциями. Так, в 1877-м году ему удалось купить антиквариат, входивший в очень ценное собрание китайского прикладного искусства, принадлежавшее А. Влангали.

     

    С ходом времени, Половцов превратился в обладателя одной из самых крупных коллекций прикладного искусства во всем Петербурге, а его дом, находившийся на Большой Морской, отличался богатством интерьеров и наличием множества редких предметов старины. Александр Александрович никогда не стремился создать каталог своего собрания, так как его экспонаты часто менялись. Половцов постоянно что-то приобретал, продавал или передавал в музей училища, организованного Штиглицем. По мнению его современников, коллекционер получал удовольствие от непрерывного процесса поиска интересных предметов и произведений искусства.

     

    В коллекцию Половцова входили старинные ковры, великолепное собрание севрского, саксонского и китайского фарфора, редкие по красоте антикварные ювелирные изделия из серебра и золота, старинные предметы мебели. После создания Училища личная коллекция Половцова стала отходить на второй план, однако он активно начал участвовать в формировании музея, открытого при Училище. Именно благодаря его деятельности музей получил богатейшее собрание произведений искусства.