Агиттекстиль – необычный тематический предмет коллекционирования

  • 2013-07-25



    Во многих российских частных и музейных коллекциях, посвященных советской истории и культуре, можно встретить обширное собрание старинных платков и тканей, украшенных агитационными рисунками. Изображения молота и серпа, буденовок и силуэтов заводов, тракторов, самолетов и танков стали первой массовой политагитацией на текстиле. Такое необычное явление в текстильном производстве появилось не по заказу лидеров партии, а стало продуктом деятельности творческой, оптимистически настроенной молодежи, искренне верившей в светлое будущее своей страны. Это позволило создать уникальные орнаменты, прочно вошедшие в историю искусства.

     

    Агитационная тематика, отображенная на ткани, в период с 1925-го по 1933-й год стала приобретать общесоюзный размах. В собраниях многих текстильных фабрик и музеев представлены сотни образцов с агитационными рисунками, выполненными в разных областях советской страны. Художники, создававшие рисунки для тканей, использовали сюжеты, взятые «из идеалов новой жизни», связанные с советской эмблематикой.

     

    Однако снопы и колоски пшеницы, молот и серп были широко распространенными на текстильных рисунках еще во второй половине девятнадцатого столетия, а ткани с подобными орнаментами пользовались популярностью в селах и провинциальных городах. В дореволюционное время создатели орнаментов для массовых набивных тканей нередко использовали темы отдыха в деревне, сельского труда, детских игр. Множество батальных композиций и портретов представлено на старинных юбилейных платках конца девятнадцатого – начала прошлого столетия.

     

    При этом главной особенностью и важным вкладом в развитие советского текстильного рисунка было осознанное создание композиции, ради политических идей игнорировавшей устоявшуюся многовековую связь костюма и орнамента. Из-за масштабности и аритмичности подобных рисунков по отношению к предметам гардероба населения России, работа художников агитационного направления нередко воспринималась негативно.

     

    На самом деле, в русских деревнях, где по традиции использовались древние канонические узоры, сатины и ситцы с рисунками спортсменок в купальниках, самолетов и с портретами революционеров, выглядели необычно. Однако «новые сюжеты» отрицательной реакции у тысяч «полукрестьян» и рабочих не вызвала. Агиттекстиль активно продавался в городах, а политическая ситуация, сложившаяся в стране, давала возможность одаренной молодежи, желавшей как можно скорее переустроить жизнь, основанную на новых идеалах, не учитывать при своей работе мнение старых профессионалов, создававших на фабриках текстильные рисунки.

     

    Посредством текстиля молодые художники оказывали идеологическое и эмоциональное воздействие на общество, в котором главную роль стали играть идеи социалистического строительства. Антиквариат, созданный в это время, раскрывал тематику, порожденную современностью. Агиттекстиль стал одной из разновидностей развития суперграфических тенденций в ходе создания городского художественного облика в двадцатых годах. В это время «боевитость» и политический пафос сюжетов ценились выше правильной и выверенной организации композиции. Агиттекстиль исчез из использования в 1933-м году. Хотя он обладал множеством достоинств, художественные массовые ткани оказались ненужными в годы завершения «построения основы социализма».