Старинный Часовник – домашний молитвенник для мирян

  • 2013-07-24



    Старинные Часовники благодаря изысканности своего оформления занимают важное место в истории печатной и рукописной западноевропейской книги. Они отличаются восхитительной миниатюрной живописью, наличием гравюр, раскрашенных акварелью, использованием многоцветных инициалов, большим количеством красочных бордюров и другими декоративными элементами. Двух одинаковых Часовников не существует: все они имеют разный состав текстов, иллюстрации и иллюминирование.

     

    Часовники, выпускавшиеся в печатном виде, дольше всего сохраняли в своем оформлении влияние старинных рукописных книг. Поэтому они стали бесценным материалом для изучения гравюры, истории, миниатюры и разных художественных школ. Эти старинные книги позволяют проследить смену стилей, а также выявить взаимное влияние печатной и рукописной книги.

     

    Наиболее распространенными Часовники были в пятнадцатом столетии. Такой антиквариат представлял собой домашний молитвенник, использовавшийся мирянами для чтения молитв по времени дня. Название книги произошло от Часов Девы Марии – самой главной части Часовника. Представители именитого дворянства могли иметь по несколько экземпляров таких старинных книг. Не менее распространенными были Часовники среди зажиточных горожан, знати и ее окружения.

     

    Владение Часовником было символом престижности, поэтому все грамотные люди стремились купить старинную книгу такого характера. В пятнадцатом столетии Часовник был классическим свадебным подарком для невесты. Как правило, Часовники стоили недешево – рукописные экземпляры достигали цены каменного дома.

     

    Многие исследователи считают существование Часовников признаком демократизации рукописных книг. Такие предметы старины использовались ежедневно и, вероятно, служили домашними аналогами богослужебных церковных книг. Считается, что первый Часовник появился в середине тринадцатого столетия на территории Парижа. Эта антикварная книга в виде молитвенника, украшенного гравюрами на дереве, была издана Антуаном Вераром.

     

    Традиционно тексты в Часовниках было принято разделять на три категории: дополнительные, второстепенные и основные. Последние представляли собой молитвы из Бревиария – книги, использовавшейся в церкви в ходе богослужения. Среди второстепенных текстов были выдержки из Евангелий, а дополнительные тексты содержали элементы Псалтыри и разные молитвы. В некоторых Часовниках представлены Альманахи с указанием праздников на несколько лет вперед. При своей традиционности, тексты Часовников могли варьироваться, ведь в выборе разделов авторы имели определенную свободу.

     

    Отдельные Часовники изготавливались для мужчин и женщин, о чем свидетельствуют окончания глаголов, встречающихся в молитвах. Каждая книга обязательно начиналась с календаря, в рукописных экземплярах нередко содержавшего миниатюры. В печатных Часовниках также были представлены календари с гравюрами на интересные жанровые сценки. Старинные Часовники традиционно обладали особой иконографической ценностью, ведь в них встречались редкие сюжеты, позволявшие проследить эволюцию гравюр и миниатюр в иконографии.

     

    Часовники обычно имели небольшие размеры, удобные в использовании. В конце пятнадцатого столетия модными стали миниатюрные Часовники. В большинстве случаев изготовлением рукописных Часовников занимались специализированные мастерские, каждая из которых за время своей деятельности выпустила множество ценных книг, занимающих по сегодняшний день достойное место в частных и музейных коллекциях.