Лаковая живопись – уникальное явление художественной мировой культуры

  • 2013-07-23



    Лаковая живопись – интереснейшая составляющая художественной мировой культуры. Старинные предметы, украшенные миниатюрной лаковой живописью, изначально имевшие утилитарное назначение, со временем превратились в произведения искусства, отличавшиеся тематическим, образным и сюжетным многообразием.

     

    Искусство лаковой живописи появилось на территории Китая несколько тысяч лет тому назад. Археологические находки свидетельствую, что еще в эпоху Шань Инь лаком покрывалась домашняя утварь, старинная посуда, конская упряжь, стрелы и луки, церемониальные сосуды и даже экипажи. Лаки широко использовались для написания книг, для защиты поверхности старинных изделий, а также в разных декоративных целях.

     

    Лаковое искусство из Китая очень скоро распространилось в Японии, Корее, Индии, Персии и странах Индокитая. В каждой стране лаковое искусство отличалось собственными путями развития, однако некоторые техники заимствовались у соседних народов. Японские мастера, познакомившись с восхитительными лаками Китая, превзошли их по росписи с использованием серебряных и золотых порошков.

     

    На территории Ирана применялся особый лак, основной частью которого была душистая смола хвойного североафриканского дерева. Индийские мастера использовали лаки, изготовленные из камеди и льняного семени. Лаковая живопись, создававшаяся на Востоке, отличалась высоким уровнем, а также уникальной технологией. Лак наносился на поверхности, изготовленные из разных материалов.

     

    Старинные предметы, украшенные лаковой росписью, привлекли своей красотой европейских мастеров, создавших в семнадцатом столетии мастерские по изготовлению изделий, расписанных «под Китай». Однако европейские лаки по своей технологии изготовления существенно отличались от восточных произведений. Считается, что история европейских лаков началась в бельгийском городе Спа. Здесь производство лаковых изделий очень скоро стало отраслью галантерейной продукции.

     

    Старинные табакерки, бонбоньерки, коробочки для хранения швейных наборов, антикварные шкатулки для пряностей и чая, сигаретницы, очечники, туалетные гарнитуры, пудреницы – все эти предметы изготавливались в Бельгии из букового дерева, покрывавшегося лаками. Подобные изделия пользовались огромной популярностью.

     

    Производством лаков занимались также французские мастера. Известнейшими производителями лаковых изделий во Франции были мастера братья Мартен, создававшие предметы для самых богатых представителей аристократии. Постоянный интерес к лакам на территории России начал проявляться в Перовские времена. Благодаря постоянным контактам с Китаем, распространенными стали восхитительные лакированные ширмы, веера и подносы.

     

    Со временем в России начали работать местные мастера, обучавшиеся лаковому делу за рубежом. В царские времена лаковое искусство начало развиваться в отечественных мастерских. В восемнадцатом и девятнадцатом столетии во многих российских поселках были организованы целые артели, художники которых занимались производством разнообразных лаковых предметов. Такое производство было налажено в Палехе, Мстере, Федоскино, и Холуе.