Старинная лютня: история развития музыкального инструмента
-
2013-07-17
Многие старинные картины известных мастеров донесли до нашего времени изображение старинной лютни – струнного музыкального инструмента, обладающего восхитительным звучанием. С давних времен лютни практически полностью изготавливались из дерева. Дека, создававшаяся из тонкого листа дерева, имели овальную форму. Как правило, розетки таких старинных музыкальных инструментов богато декорировались мастерами-профессионалами. Корпус лютни было принято собирать из отдельных частей твердой древесины клена, черного дерева, вишни или палисандра. Шейка лютни вырезалась из легкой древесины и покрывалась черным деревом.
Происхождение этого старинного музыкального инструмента остается неизвестным. Разные варианты лютни использовались с древних времен на территории Хеттского царства, Египта, Рима, Болгарии, Греции, Киликии, Турции и Китая. В начале семнадцатого столетия такой предмет старины появился также в Арабском халифате, Персии, Византии и Армении.
На рубеже пятнадцатого и шестнадцатого столетий многие португальские, каталонские и испанские лютнисты начали использовать «ручную виуэлу» - старинный музыкальный инструмент, соответствовавший строю лютни. На территории Сицилии лютня появилась благодаря византийцам. Так как местные певцы-лютнисты в те времена являлись придворными музыкантами, лютня часто изображалась на росписях потолков местных соборов.
В четырнадцатом столетии лютня получила распространение по всей территории Италии. Старинные лютни эпохи Средневековья имели по пять или по четыре парных струн. Размеры этого инструмента могли варьироваться: согласно сохранившимся документам, к концу эпохи Возрождения существовало до семи размеров лютни. Вероятно, в средние века лютню использовали для аккомпанемента. Специально для лютни музыкальные произведения практически не писались.
В последние десятилетия пятнадцатого века лютнисты, отказавшись от плектра, стали использовать пальцевой способ игры на лютне, более приспособленный для исполнения полифонических произведений. В то же время число парных струн было увеличено до шести. В шестнадцатом столетии лютня превратилась в главный сольный инструмент своей эпохи, однако в некоторых местностях продолжала служить в качестве аккомпанемента певцам. Игра на лютне осуществлялась в сидячем положении, а сам инструмент находился на колене. Правой рукой лютнист защипывал струны, а левой фиксировал их на грифе.
В последние десятилетия эпохи Ренессанса число парных струн было увеличено до десяти, а с наступлением эпохи барокко – до четырнадцати – девятнадцати. Существовали инструменты, число струн которых превышало 25 – 35 штук, что привело к принципиальному изменению структуры традиционной лютни. В эпоху барокко лютня снова начала использоваться в качестве аккомпанирующего инструмента.
Постепенно этот музыкальный инструмент был вытеснен клавишными инструментами. Начиная с девятнадцатого столетия, лютня практически перестала использоваться музыкантами, однако ее разновидности по-прежнему были широко распространенными на территории Германии, Украины и Швеции.