Мозаика – древнее искусство с богатыми традициями

  • 2013-07-15



    История мозаичного искусства началась приблизительно во второй половине четвертого тыс. до нашей эры – во время, когда в Месопотамии были созданы постройки шумерских храмов дворцов. В те далекие времена мозаика составлялась их глиняных обожженных конусовидных палочек, укладывавшихся на глиняный раствор. Как правило, древние мастера использовали геометрические мотивы.

     

    В восьмом столетии до нашей эры были созданы ранние примеры мозаичной техники из необработанной гальки. Первые античные мозаики из такого материала были найдены на территории Коринфа и датированы пятым столетием до н. э. Эти старинные мозаики содержат контурные изображения животных и людей, разных мифологических существ. Каждый рисунок декорирован растительными или геометрическими орнаментами.

     

    Временем расцвета античной мозаики считается эпоха эллинизма. В этот период появилась техника подколки камней и стало доступным цветное стекло. Новые материалы позволяли достигать реалистичности изображений, а также использовать богатство цветовой гаммы. На территории Древнего Рима было принято выкладывать мозаикой стены и полы дворцов, вилл и терм. Такие предметы старины изготавливались из небольших кубиков плотного стекла, однако некоторые старинные мозаики выкладывались из гальки и мелких камней.

     

    Местом настоящего расцвета мозаичного искусства стала Византийская империя. Древняя мозаика Византии стала более изысканной и утонченной, ведь для ее создания использовались мелкие камни и тщательная кладка. Изображений создавались преимущественно на золотом фоне.

     

    В Эпоху рококо для создания мозаики стали использовать раковины морских моллюсков. На территории Европы в этот период распространенной стала мозаика из бисера. Старинные картины выкладывались бисером по картону, воску. Такой антиквариат практически не сохранился до нашего времени. Бисером декорировались некоторые детали старинной мебели, а также разные объемные предметы: фигурки птиц и бутылки.

     

    Мозаика широко использовалась на Востоке в оформлении дворцов. На протяжении долгого времени мировой известностью пользовались изделия французской фабрики Эмо де Бриар. В современных коллекциях сохранилось множество произведений искусства, изготовленных Бриарской фабрикой.

     

    На территории Древнерусского государства мозаика распространилась после принятия христианской веры, однако распространения эта техника не получила, из-за дороговизны материала, доставлявшегося из Константинополя. Позже в России возрождением мозаичного искусства занимался М. Ломоносов. Однако после смерти Ломоносова это дело не получило продолжения.

     

    В 1840-м году русское правительство направило в Рим выпускников Академии художеств для обучения искусству у мастеров Студии мозаики Ватикана. Спустя одиннадцать лет русские студенты снова вернулись в Россию, чтобы открыть Мозаичную мастерскую при Академии художеств. Хотя работники мастерской должны были заняться созданием мозаик для Исаакия, работа не была завершена из-за революционных событий. Также мастерская изготавливала другие заказы для иконостасов разных соборов. Кроме того, члены мастерской выполняли мозаичные портреты представителей царской семьи и разнообразные царские заказы.

     

    Благодаря работе мастерской, в России появились специалисты не только применявшие «прямой метод», но и «обратную» или «венецианскую» технику набора мозаики.