Старинные украшения в технике дамаскин – редкий и дорогой антиквариат
-
2013-07-07
Техника дамаскин – древнее искусство инкрустации металлов разного типа друг в друга. Чаще всего, изготавливая изделия в этой технике, мастера использовали в качестве основы сталь, медь и всевозможные сплавы, в которое инкрустировалось серебро или золото. Старинные украшения дамаскин обладают долгой историей. Исследователи утверждают, что это древнее ювелирное искусство впервые появилось в испанском городе Толедо, развиваясь там в период с девятого по одиннадцатое столетие.
Искусство украшения простых металлов насечками из серебра или золота также существовало в Древнем Китае. Археологические находки свидетельствует об использовании украшений с подобной инкрустацией еще две с половиной тысячи лет тому назад. Техника дамаскин применялась также в Египте, Римской империи и Древней Греции. Название этой техники произошло от города Дамаска, еще в двенадцатом столетии получившего мировую известность благодаря своим восхитительным изделиям из вороненой стали, украшенной вставками из золота.
Оружейные мастера северной Италии начали использовать технику дамаскин уже в шестнадцатом столетии для декорирования своих изделий. В девятнадцатом веке традиции изготовления украшений дамаскин распространились по территории Европы. Особую популярность такой антиквариат получил в Японии, где техника дамаскин использовалась для украшения доспехов и оружия. В японской традиции ювелирные изделия с подобным декором принято называть «shakudo». Такое название произошло от наименования сплава с темным фоном.
Процесс создания ювелирных изделий дамаскин является невероятно сложным и трудоемким. На освоение этой техники некоторые мастера тратили десятки лет, так как она требовала не только наличия богатой фантазии, но и твердой руки. По мнению ювелиров, такая работа важнее и дороже золота.
Каждое старинное ювелирное украшение, выполненное в данной технике, изначально создавалось на обработанной поверхности, после чего путем протравливания или посредством стальных инструментов выбивался рисунок. Выгравированные изображения инкрустировались золотой пластинкой или тонкой проволокой. На следующем этапе на рельефную часть изображения выкладывалась 24-каратная нить, которая фактически вбивалась в гравировку металла. Созданный мастером рисунок, обязательно проходил воронение или окисление.
Нагреваясь в печи, поверхность украшения обретала темный цвет, а рисунок становился более выпуклым, контрастируя с поверхностью. Затем мастер чеканил барельеф, чтобы рисунки стали рельефными. В конце создания украшений в технике дамаскин при помощи серебряных или золотых элементов изделию придавали разные оттенки, блеск или матовость, а также достигали эффекта перламутра.
В древние времена старинные украшения дамаскин изготавливались исключительно вручную, однако позже были изобретены станки для подобных инкрустаций. Такие изделия всегда привлекали внимание коллекционеров и ценителей восхитительных ювелирных изделий, представлявших собой истинные произведения искусства.