Русский платок – национальное достояние страны

  • 2013-07-10



    С давних времен Россия славилась огромным количеством талантливых мастериц, занимавшихся вязанием традиционных русских платков. Это богатое традициями искусство не забыто по сегодняшний день. Еще в девятнадцатом столетии всемирно известной стала Павлово-Посадская мануфактура, занимавшаяся изготовлением восхитительных кашне, платков, шалей и других подобных изделий. Здесь работали мастерицы, бережно хранившие секреты плетения чистошерстяной нити.

     

    Традиционные русские платки – это национальная гордость и достояние России. Недаром с давних времен одним из лучших и самых желанных подарков для русской красавицы и иностранных гостей считался шерстяной или пуховой платок, созданный вручную. На территории России существовало несколько центров, занимавшихся искусством создания платков. Во многих из них работали потомственные мастера, передававшие свои умения новым поколениям.

     

    Как правило, на русском платке было принято изображать деревья, птиц, цветы, огурцы, виноградные лозы и бобы. В девятнадцатом столетии мастера позаимствовали из европейских платков изображение ваз. В послереволюционное время многие российские мануфактуры по производству платков продолжали свое существование, превратившись в фабрики. При этом ассортимент предприятий преимущественно оставался прежним, однако некоторые производства стали выпускать платки с сюжетами на политическую тематику. Так, на старинных платках появлялись изображения сцен коллективизации и вождей пролетариата. Однако подобный антиквариат успехом не пользовался, поэтому многие фабрики возвращались к традиционным сюжетам.

     

    Русский платок всегда был важной частью народного костюма. Его история началась еще в двенадцатом столетии. В те далекие времена этот старинный предмет гардероба был известен как убрус, накидывавшийся на голову. Убрус изготавливался из шелка или тонкого полотна, и часто декорировался оригинальными элементами, золотом и драгоценными камнями. До девятнадцатого столетия павловопосадская и барановская мануфактуры, производившие огромное количество платков, едва справлялись с потребностями женского населения в этих аксессуарах.

     

    В девятнадцатом веке на территории России распространилась мода на шерстяные шали, пришедшая из Европы. Русские женщины высоко ценили такие изделия за мягкость и теплоту, а шерстяной платок завоевал широкую популярность. Платки отличались не только по орнаменту, но и по своему предназначению: на территории России шились повседневные, свадебные и праздничные платки, украшенные золотой нитью. Обеспеченные невесты обязательно имели в своем приданом несколько платков из пряжи и ткани.

     

    Платки было принято носить поверх кокошников, а замужние женщины обязательно покрывали платком голову. На Руси платок был самым желанным подарком, преподносившимся женихами или мужами в знак внимания. Ухаживая за девушкой, парень обязательно дарил ей красивый платок, а муж, возвращавшийся с дальних земель, привозил супруге теплую шаль. Каждый старинный платок уникален, ведь в его оформление вкладывался особый смысл и соответствующая народная символика.