Мебель петербургских мастеров эпохи историзма

  • 2013-06-26



    Мебельное дело Петербурга всегда занимало особое место в отечественном производстве. В девятнадцатом столетии оно продолжало влиять на вкусы в этой сфере художественной жизни страны. Петербургские мастера, выполнявшие заказы на создание мебели для столичных домов и дворцовых интерьеров, тщательно следили за быстро менявшейся модой, чтобы создать предметы мебели, способные занять ведущие места на внутреннем рынке.

     

    Особый интерес для современных коллекционеров представляет старинная мебель эпохи историзма. Для этого стиля было присуще стремление возродить прошлое, создавая уникальные новые предметы, соответствовавшие представлениям человека девятнадцатого столетия о предшествовавших эпохах. Такие идеи наиболее полно воплотились в мебели, изготавливавшейся для императорских резиденций.

     

    Так, классическая по конструкции и формам мебель для «Котеджа», изготавливалась в неоготическом стиле, заимствованном из архитектуры средневековья. Опираясь на археологические находки, известный мебельный мастер Штакеншнейдер изготовил уникальные образцы мебели для Царицын павильона. Его старинная мебель была стилизованна не только по форме, но и по материалу.

     

    В то же время по эскизам этого мастера были изготовлены предметы мебели из ясеня для украшения Никольского домика, расположенного в Петергофе. Токарные детали и местный материал этой мебели трактовались как элементы национального ремесла, отвечавшие постройкам в русском стиле. Для Ольгиной половины и Собственной дачи Большого Петергофского дворца была выполнена старинная мебель, повторявшая дизайн «второго рококо».

     

    Антиквариат, созданный в эпоху историзма, отличался интересом к реалиям прошлых столетий. Этот стиль представляет для исследователей особый интерес, ведь он является уникальным культурным феноменом. «Парад» разных исторических стилей в девятнадцатом столетии был открыт русской неоготикой. В период с двадцатых по тридцатые годы художественной доминантой стала «готика». Мода на этот стиль определяла внешний вид и функции старинной мебели данного периода. В этом стиле изготавливалась мебель для библиотек и кабинетов.

     

    Постепенно готическая мебель начала выходить из моды, а ей на смену пришли предметы, характерные для культуры европейского Ренессанса. Первые образцы столичной мебели в этом стиле были созданы Монферраном, по рисункам которого изготовлены восхитительные гарнитуры для приданого дочерей Николая I.

     

    К концу девятнадцатого столетия многие петербургские мастера копировали предметы мебели, характерные для пятнадцатого и шестнадцатого столетий. Однако представления русских мебельщиков и заказчиков о французском или итальянском Возрождении оставались приблизительными, поэтому мебель, называвшаяся современниками «а-ля Ренессанс», больше напоминала образцы мебели раннего барокко.

     

    Еще одним стилем в мебельном производстве эпохи историзма был помпейский стиль. Появившись в восемнадцатом столетии, он получил название «этрусский вкус». Помпейская тема была, прежде всего, связана с деятельностью двух петербургских архитекторов А. Штакеншнейдера и А. Брюллова. Последний сумел создать уникальный «помпейский» интерьер для столовой Зимнего дворца. Хотя оригинальная отделка этого зала не сохранилась, до нашего времени дошел мебельный гарнитур.

     

    Практически каждый стиль, существовавший в предыдущие эпохи, нашел свое отображение в «исторической» мебели, многие экземпляры которой широко представлены в частных и музейных собраниях.