Романский стиль в искусстве
-
2013-06-18
Романский стиль в европейском искусстве начал развиваться приблизительно в 1000 году и просуществовал до появления в тринадцатом столетии готического стиля. Данный термин стал широко распространенным в девятнадцатом столетии среди историков искусства. Чаще всего его применяют к романской архитектуре, сохранившей некоторые черты римского стиля, но в то же время внедрившей большое количество новых элементов.
Романский стиль оказался первым направлением в искусстве, получившим распространение по всей территории католической Европы. На протяжении своего развития романское искусство постоянно испытывало влияние искусства византийского, особенно в сфере живописи. Со временем в Европе начал формироваться самостоятельный гармоничный стиль.
Романский стиль нашел воплощение не только в архитектуре, но и в живописи и скульптуре. Живопись во многом следовала иконографическим традициям Византии. Среди наиболее богато украшенных произведений этого периода была Псалтырь и Библия. В начале развития романского стиля в Германии стали появляться такие старинные предметы культа, как распятия в форме больших деревянных крестов, а также скульптуры Мадонны, свободно стоявшие на троне. В скульптуре стал преобладать горельеф.
Старинные скульптуры и живописные произведения были невероятно выразительными. Такой антиквариат в большинстве случаев сохранился до нашего времени практически в первозданном виде, хотя цвета остались яркими лишь в витражах, а также в некоторых старинных рукописях. Именно в это время витражные техники впервые получили широкое распространение. Тимпаны, изобретенные в данный период, использовались в основных порталах церквей и содержали композиции, заимствованные с величественных рисунков. Чаще всего художники изображали сцены из Страшного суда или Спаса, однако они выбирали более свободную трактовку, нежели византийские мастера.
Разнообразные старинные изделия этого периода считались более ценными, чем сами картины – до нашего времени сохранилось намного большее количество имен ювелиров, нежели декораторов, художников или строителей и архитекторов. Украшения из эмали и изделия из металла в романском стиле отличались непревзойденной утонченностью. Наибольший интерес для искусствоведов и ценителей старины представляют старинные зеркала, ювелирные изделия и светские предметы, принадлежавшие представителям знати. Не менее ценными являются сохранившиеся печати на документах и грамотах, но вот старинные монеты, созданные в романский период, особого интереса не вызывают.
Другими важными артефактами романской эпохи, обладающими художественными характеристиками, являются декоративные тарелки, посохи, принадлежавшие иерархам, наперсные кресты и другие предметы старины. Романский стиль заложил основы гипсовой скульптуры. Как правило, скульптуры этого периода изготавливались в натуральную величину. В одиннадцатом и двенадцатом столетии особенно популярной стала метафорическая скульптура. До нашего времени скульптурных композиций романского стиля сохранилось очень мало из-за быстрого разрушения материалов, из которых они изготавливались.