Старинная новгородская икона – искусство с древними традициями

  • 2013-06-17



    Старинная русская икона – самобытное культурное явление. Она существенно отличается от других памятников истории и произведений искусства. Это на самом деле бесценное и богатое наследие досталось нам от далеких предков. Старинная икона – это давняя традиция, продолжающаяся в произведениях современных иконописцев.

     

    В русской иконописи на протяжении многих столетий существовали разные школы, отличавшиеся эпохой своего существования, а также местом развития. Одна из подобных школ была создана не территории Новгорода. Эта школа имеет присущие только ей отличительные особенности. С крещением новгородцев, в городе началось строительство православных церквей, для которых требовались специальные богослужебные иконы. Изначально такой антиквариат привозился из Византии или создавался на местах греческими изографами.

     

    В 1453 году великое южное государство было разрушено. Именно с того времени начало развиваться русское иконописание. В одиннадцатом столетии на Руси работали иконописцы, создававшие иконы в своей неповторимой манере. Первый расцвет новгородской школы наступил в двенадцатом-тринадцатом столетии, а пика своего развития эта школа достигла в четырнадцатом и пятнадцатом столетии.

     

    Старинные иконы, созданные новгородскими иконописцами, отличались от других произведений не только колоритом икон, но и избираемыми сюжетами. На этой, северной территории, чаще всего изображались местные святые: Лавр, Анастасия, Илья, Флор и Параскева Пятница. Иконописцы писали в первую очередь святых, оказывавших помощь в работа на земле, в повседневной жизни и в торговых предприятиях. Как правило, святые изображались коренастыми, крепкими, достаточно земными людьми.

     

    Традиционная новгородская икона представляла ряд святых, над которыми появлялось Знамение – своеобразная эмблема города. Главной святыней русского Севера всегда была икона Богоматери «Знамение». Этот предмет старины связан с чудом, произошедшим в 1170-м году в Новгороде. В двенадцатом столетии, когда Русь находилась в состоянии междоусобных войн, русские князья пытались завоевать вольный Новгород. Жители Новгорода стали усердно молиться. Тогда архиепископ Иоанн услышал голос, велевший ему поставить икону Святой Богородицы перед наступавшим врагом.

     

    Когда полки окружили город и начали его штурм, одна из стрел попала в икону. Старинная икона повернулась к городу, и новгородцы увидели, как из лика Богородицы потекли слезы. Нападавших тогда объял непонятный страх, и они пустились в бегство. С того времени старинная икона «Знамение» была принята в качестве эмблемы Новгорода Великого.

     

    Новгородские мастера, создававшие иконы, использовали простой, четкий и лаконичный художественный язык. Произведения новгородской школы отличались почвенностью и полнокровностью. Такая изография была наполнена народными чертами, подкупавшими своей непосредственностью и свежестью. Композиционные решения старинных новгородских икон строились на противопоставлении ярких цветов и достаточно крупных форм.

     

    Новгородская икона отличалась импульсивностью образа, достигнутой посредством использования особого цветового строя. Произведения этой школы можно с легкостью узнать по неповторимому колориту, главное место в котором принадлежит красному цвету, контрастирующему с другими оттенками: розовым, золотым и зеленым.