Антикварная мебель эпохи функционализма

  • 2013-06-18



    Начало прошлого столетия стало временем быстрого роста промышленного производства, существенно сократившего и облегчившего процессы изготовления мебели. В это время предметами удобства было обеспечено практически все население. Постепенный переход от индивидуального ручного изготовления к машинному потребовал определенного отношения к старинной мебели. Именно поэтому начал складываться новый стиль под названием «функционализм».

     

    Местом появления этого стиля стала Германия – там в середине двадцатых годов появилась экспериментальная школа с мастерской известная как «Буахаус» или «Строительный дом». Основатели функционализма рассматривали дом как машину для жилья, а основным требованием к мебели стало максимальное соответствие ее формы функциям, которые она выполняла. Старинная мебель этого времени была лишена декоративных элементов и благодаря своей простоте изготавливалась в большом количестве.

     

    Одним из дизайнеров, придерживавшихся принципов функционализма, стал Марсель Брейер. Созданные ним предметы старины в большинстве напоминали архитектурные формы. Изготовлением мебели занимались также преподаватели школы «Баухаус» Гропиус и де Велде. Старинные предметы мебели, изготовленные этими мастерами, очень высоко ценятся современными коллекционерами.

     

    Мебель в стиле функционализма в период с 1921-го по 1926-й год также развивалась Немецким производственным союзом, выпустившим альбом под названием «Форма без орнамента», представлявшим образцы мебели, выполненной в духе функционализма. Многие предметы интерьера, созданные союзом, были изготовлены в форме блока-объема, рамы или коробки.

     

    Наряду с Германией идеи функционализма развивались также в Голландии. Талантливый дизайнер М. Штамм создал серию уникальных кресел, стульев и табуретов в данном стиле. Главной их чертой была необычная центрическая конструкция, верхняя часть которой могла вращаться. Такие старинные стулья стали незаменимыми предметами на рабочих местах, а также в интерьерах баров. Изготовлением стульев в стиле функционализма занимался также известный дизайнер А. Якобсен. Созданное ним в 1958 году кресло по сегодняшний день хранится в Парижском музее.

     

    На территории Дании над соединением в предметах мебели анатомии и математики работал известный дизайнер К. Клинт. Одним из известнейших произведений, принесших ему мировую славу, стал стул под названием «Фааборг». В 1927-м году мастер создал еще один свой мебельный шедевр, известный как «Красный стул», изготовленный из красного дерева и оббитый козлиной кожей. Этому мастеру принадлежат и другие, не менее интересные старинные предметы мебели.

     

    Течение функционализма в интерьере и мебели также развивалось в Швеции, где своего расцвета оно достигло в тридцатых годах. Одной из известнейших представительниц данного стиля во Франции стала англичанка Эйлин Грей. Свою карьеру Грей начала в качестве художника, однако со временем начала создавать уникальные изделия, существенно обгонявшие ее время. Ее старинная мебель была изготовлена с использованием лака, металла и хрома. Не менее популярной в свое время была мебель французского дизайнера Ле Корбюзье, прославившегося разработкой кресла-шезлонга, полностью соответствовавшего анатомии человеческого тела.

     

    В наше время все старинные предметы мебели, соответствовавшие стилю функционализма, пользуются на антикварном рынке огромным спросом.