Гравюра – ценное украшение старинной книги

  • 2013-06-14



    Гравюра – это не только отдельный вид искусства, но и важный элемент каждой старинной книги. Впервые в русских книгах отдельные картинки появились в старинной Библии, изданной на территории Праги в начале шестнадцатого столетия. Однако эти картины еще нельзя было назвать полноценными гравюрами, встречающимися в славянских книгах. Старинные славянские книги, издававшиеся в конце пятнадцатого века в Венеции, также не имели гравюр. Спустя некоторое время, в Октоихе появился герб Божидара, а также уникальные вырезанные заставки с изображениями Иоанна Дамаскина, Св. Козьмы и Преподобного Иосифа.

     

    В Минее, изданной в 1538-м году можно увидеть картинку с изображением Рождества Христова. Первая гравюра в России, выполненная на дереве, появилась в 1564-м году в издании «Апостол». Эта старинная книга, изданная в Москве, содержала изображение Евангелиста Луки. Немного позже стали появляться отдельные листки с гравюрами. В конце семнадцатого – начале восемнадцатого столетия такой антиквариат сменился лубочными картинками, или так называемыми «листами для народного чтения».

     

    После 1674-го года духовные владыки запретили продажу листов с гравюрами, как самодельных, так и напечатанных европейскими еретиками. Изымавшиеся гравюры уничтожались, а продавцы магазинов вынуждены были платить большую пеню. Лишь в 1700-м году Иван Тессинг получил разрешение от Петра Iна ввоз на территорию России разных печатных листов и карт.

     

    Произведения русской гравюры, изготовленной на дереве, создавались в двух основных школах Киево-Львовской и Московской. В восемнадцатом столетии начали появляться также гравюры, исполненные на медной основе. Такой антиквариат постепенно вытеснял гравюры на дереве. Один из первых гравированных листов на меди служил частью книги о ратном строении, напечатанной в 1647-м году в Москве.

     

    В Москве первыми граверами были Бунин и Труменский, а в Киеве – Галаховский, Щирский и Тарасевич. Эти мастера занимались копированием гравюр с иностранных образцов, поэтому такие старинные гравюры, как правило, художественными достоинствами не отличались. Во времена правления Петра I, монарх всеми способами пытался прославить свои праздники и победы. С этой целью из Амстердама были приглашены граверы Пикарь и Шхонебек. Именно эти мастера в последующем обучили граверному искусству многих русских мастеров.

     

    Одним из самых талантливых учеников оказался А. Ростовцев, бравший уроки у московского библиотекаря В Киприанова. Эти мастера создавали гравюры для настенного календаря Брюсова. Ростовцев принимал участие практически во всех изданиях, выходивших под надзором Пикара.

     

    После смерти Петра Первого, почти все русские мастера граверы, обучавшиеся у Шхонебека, начали заниматься оформлением картинок лубочного характера, ведь им по-прежнему нужно было кормить семьи. Так искусство гравирования превратилось в обычное ремесло. Чтобы снова вернуть его на высокий уровень, в открытую Академию Наук был вызван талантливый гравер из Касселя Вортман. Под его руководством было выучено множество известных граверов.

     

    Во времена правления Павла I на гравирование видов Гатчины и Павловска с картин Щедрина было потрачено огромное количество средств. В начале и середине девятнадцатого столетия одними из лучших граверов считались Иордан и Уткин. Однако к этому времени старинные гравюры на дереве и меди стали особой редкостью – на смену им пришла цинкография.