Искусство французского фаянса эпохи рококо

  • 2013-06-14



    Рококо в европейском искусстве является одним из наиболее распространенных стилей. В этом стиле уникальным образом соединились пресыщенность, гедонизм, тяготение к экзотике, фривольность и пренебрежительное отношение ко всему разумному, естественному. Эпоха рококо требовала новых находок. Их открытие приводило к появлению оригинальных художественных эффектов, в которых соединились лепка, живопись, мелкая пластика. Эпоха рококо стала временем расцвета художественной керамики.

     

    В восемнадцатом столетии особой популярностью стала пользоваться фаянсовая посуда, которая была гигиеничной, удобной в использовании и дешевой, поэтому такой антиквариат очень скоро завоевал всемирную известность. В это время начали открываться старинные керамические центры, такие как Невер и Руан. В ходе формирования стиля рококо в середине восемнадцатого столетия руанские мастера, работавшие с фаянсом, стали часто использовать изображения цветов, рога изобилия, птиц, а также насекомых.

     

    Подобными орнаментами украшалась старинная посуда. Практически все руанские изделия того времени изготавливались из пористой массы розовато-кремового или красноватого оттенка. Ранние изделия, как правило, были анонимными, однако в восемнадцатом столетии почти на всех образцах появились маркировки. Старинные фаянсовые изделия с изображениями бабочек, птиц и рога изобилия можно встретить во многих музеях Европы. В Руане изготавливались самые разнообразные фаянсовые изделия, в числе которых были целые фонтанные композиции.

     

    В середине восемнадцатого столетия Марсель также превратился в крупный керамический центр. На территории этого портового города работало десять мастерских. Настоящая слава к марсельским мастерам пришла после открытия здесь техники муфельного обжига изделий. Художники создавали изображения на белой глине, закрепленной обжигом. Благодаря этому палитра росписей стала более разнообразной.

     

    Особой популярностью среди коллекционеров пользовались фаянсовые изделия, выполненные на мануфактуре, открытой Пьереттой Клаудело. Старинные предметы, созданные этим предприятием, отличались разнообразными формами и оригинальными росписями, характерными для эпохи рококо. Талантливые художники с невероятной изящностью изображали цветочные букеты, насекомых и птиц. На фабрике производилось большое количество тарелок, расписывавшихся китайскими сюжетами.

     

    В восточной части Франции центром керамики был Страсбург. Слава к этому району пришла благодаря деятельности трех поколений семьи Ганнонгов, работавших здесь в период с 1709-го по 1780-й год. Характерными чертами фаянсовых изделий Ганнонгов стало использование тонких рисунков, нежных цветов росписи, а также живописной манеры исполнения. Стиль, созданный этими мастерами, получил название «страсбургские цветы». Со временем такая техника стала использоваться керамическими мануфактурами всех городов Франции. Страсбургский фаянс входит в экспозиции музеев мирового уровня и высоко ценится на современном антикварном рынке.