История рам для картин и фотографий

  • 2013-06-13



    Практически все старинные картины, как и многие фотографии, имели свое неповторимое обрамление. Рамка, обрамляющая изображения – это важное продолжение композиции, не привлекающее главное внимание зрителя, а лишь делающее акцент на картину или фотографию. Впервые старинные рамы для картин появились в четвертом столетии. Изначально такой антиквариат не выделялся индивидуальными чертами и не отличался дополнительной смысловой художественной нагрузкой.

     

    В давние времена рамы нередко покрывались позолотой. В эпоху Ренессанса позолота практически перестала использоваться, а сами рамы стали принимать форму архитектурных элементов: консолей, колонн, полуколонн и капителей. В это время конструкции рам начали согласовываться с декорацией стен, на которых экспонировались картины. Некоторые рамы изготавливались из различных драгоценных материалов, что делало вид картины богатым и значимым.

     

    В семнадцатом столетии мастера стали создавать необычные рамы, усиливавшие передачу эффекта изображения. Так, в некоторых случаях периметр рамки был изготовлен в виде рядов нисходящих ступеней. Подобное обрамление не только не отвлекало внимание зрителя от картины, но и концентрировало его на цветах и красках, использовавшихся художником.

     

    В эпоху барокко рамы стали богато украшать скульптурами и росписями, порой не соответствовавшими изображениям на картине. Рамы декорировались роскошными виноградными гроздями, сплетениями цветов, фигурками путти с изысканными плавными линиями. Особое внимание рамам уделялось в искусстве эпохи рококо. В этот период старинные картины нередко терялись в красоте оформления багетов. Как правило, рамы эпохи рококо соответствовали элементам интерьера и становились продолжением декораций архитектурного характера.

     

    В девятнадцатом столетии рамы так богато украшались, что их стали рассматривать как самостоятельную часть художественной композиции, имевшую законченный сюжет. Такие старинные рамы обладали определенной художественной ценностью. Приверженцы импрессионизма нередко окрашивали рамы в яркие цвета, придававшие изображению необходимый эффект.

     

    В прошлом столетии с изобретением фотографии рамы получили новую функцию – их стали использовать для оформления фотоснимков. Фоторамки, в отличие от традиционных картинных рам, изготавливались в новом стиле эпохи модерна. Такие предметы имели прямолинейные формы и простой декор. Старинные рамки для фотографий создавались из неокрашенной древесины и никелированной стали. Фоторамки были настенными и настольными; некоторые экземпляры предназначались для нескольких фотографий. Многие рамки для фотографий изготовленные известными ювелирными фирмами, превратились со временем в ценные коллекционные предметы антиквариата.