Складень – ценная переносная реликвия

  • 2013-06-13



    С давних времен на территории России существуют складни или полиптихи – складные многостворчатые переносные алтари, в некоторых случаях служившие реликвариями для сбережения частиц мощей святых. Такие старинные предметы культа могли иметь разное количество створок, изготавливавшихся из дерева, кости или металла. Створки складней расписывались, украшались резными элементами, а также декорировались росписью по эмали. Такие предметы старины с двумя створками назывались диптихами, складни, составленные из трех створок – триптихами, а из четырех – квадриптихами. Наименее распространенными были складни-полиптихи, состоявшие из большого количества створок.

     

    Традиция использования подобных предметов культа пришла в Древнерусское государство из Византии, где изготавливались миниатюрные старинные иконы, известные под названием «одиконов». Одиконы вручались архиереями христианам, отправлявшимся в дальнюю дорогу. В пятнадцатом и шестнадцатом столетии на Руси изготавливались литые диптихи и триптихи из бронзы или меди.

     

    Как правило, старинные складни на Руси были нагрудными и носились на шнурке. Также существовали складни в виде ковчега, в который вкладывалась икона. В шестнадцатом и семнадцатом столетии в мастерских при монастырях создавались крупные складни-иконостасы, предназначавшиеся для походов.

     

    На Руси были известны складни нагрудные, нательные и поставные или киотные. Все эти предметы культа могли быть путными – их брали с собой на богомолье, в дорогу или в поход. Некоторые старинные складни с большим количеством створок назывались походными. Согласно историческим сведениям, в семнадцатом столетии все ратники обязательно имели тройные складни, носившиеся на груди. С такими реликвиями военные никогда не расставались.

     

    В девятнадцатом столетии металлические складни часто заменялись целыми иконостасами и святцами. Археологические находки свидетельствуют о появлении первых складней на Руси в десятом столетии. Такие святыни доставлялись из Византии вместе с иконами, крестами и панагиями. Створки старинных складней закрывались встык. Прообразом таких предметов культа, вероятно, стали Царские врата, закрывавшие вход в церковный алтарь.

     

    Как правило, древние складни, предназначавшиеся для нательного ношения, были мелкоформатными и имели подвижное оглавие. По сравнению с крестами и иконами созданными в семнадцатом столетии, количество сохранившихся складней того же периода намного меньше. Это связано с трудоемкостью изготовления створок и оглавия, которые отливались отдельно, а затем прикреплялись по отдельности к среднику.

     

    С расцветом старообрядчества, в восемнадцатом столетии Выговская литейная мастерская стала изготавливать новые виды складней с другими иконографическими сюжетами. Также мастера стали применять новые технологические методы медного литья. Створки складней того времени начали оснащать петлями со штырями. Это позволило усовершенствовать конструкцию складней.

     

    Благодаря деятельности выговских мастеров широко распространенными стали двухстворчатые складни, отличавшиеся малыми створами, трехстворчатые варианты разного размера, а также «большие праздничные створы». Огромное количество складней было создано в период с восемнадцатого по девятнадцатое столетие. В это время такие предметы культа использовались во всех городах России.