Юсупов Младший – незаслуженно забытый коллекционер

  • 2013-06-11



    Имя Н. Б. Юсупова Младшего практически не встречается в словарях русских собирателей среди коллекционеров второй половины девятнадцатого столетия. Даже если эта личность упоминается, то информация о ней является короткой и не совсем верной. Несмотря на это, Юсупов Младший был человеком, создавшим множество интересных коллекций, которые могли конкурировать с собраниями его известных современников Боголюбова, Третьякова, Кушелева-Безбородко.

     

    Борис Юсупов стал последним представителем мужской линии легендарного рода Юсуповых. На протяжении многих лет он занимался коллекционированием старинных картин, изделий из фарфора и других произведений искусства, использовавшихся для украшения его особняков, находившихся в Париже и Петербурге.

     

    Хотя Николай с ранних лет был художественно одаренным человеком, свою карьеру с искусством он решил не связывать. Окончив в 1850-м году юридический факультет, он стал коллежским секретарем в канцелярии Его Величества. Несколько лет Юсупов Младший провел в Европе, где и сформировался его интерес к новейшим техническим разработкам и современному искусству. Постоянно находясь на государственной службе, Николай Борисович занимался благотворительностью – это дело он считал своей нравственной потребностью.

     

    Юсупов с особым увлечением относился ко всему новому, что появлялось в искусстве того времени. Его часто окружали известные артисты, композиторы, художники, музыканты-исполнители, певцы. Юсуповский дворец, находившийся на Мойке, постепенно заполняли старинные музыкальные инструменты. Здесь можно было увидеть рояли, созданные французскими и немецкими фирмами, арфы, пианино, а также современные механически органы. Особенной ценностью отличалась небольшая коллекция старинных скрипок, изготовленных европейскими мастерами в период с шестнадцатого по девятнадцатое столетие. Николай Юсупов собрал крупную коллекцию рукописных нот и нотных изданий.

     

    Интерес князя к изобразительному искусству сформировался в основном благодаря его матери Зинаиде Ивановне, которая сумела сохранить и передать сыну традиции коллекционирования, а также связи, налаживавшиеся с современными антикварами и художниками на протяжении десятилетий. Постепенно Юсупов Младший начал заниматься составлением собственного собрания живописи. Именно благодаря матери Николай смог познакомиться с Айвазовским и Гюденом. Многие старинные картины этих мастеров в результате вошли в юсуповское собрание.

     

    Во время службы за границей Юсупов приобретал ценный антиквариат – небольшие «кабинетные» произведения, написанные старыми фламандскими и голландскими мастерами. Особый интерес Николай Борисович проявлял к искусству его времени – эпохи, когда реалистическая живопись становилась все более популярной. Во время службы он также посещал мастерские скульпторов и художников, пополняя их работами свое собрание. По заказу князя были выполнены многие старинные скульптуры, хранящиеся по сегодняшний день в российских музеях. Богатым было также портретное собрание Юсупова Младшего.

     

    После проведения советской властью национализации имений и дворцов Юсуповых в 1919-м году на Мойке был открыт музей, существование которого продлилось лишь до 1925-го года. Вскоре эта коллекция была распределена между музеями страны.