Традиционное золото-серебряное кружево

  • 2013-06-10



    На протяжении многих веков уникальное золото-серебряное кружево, как и золотое и жемчужное шитье, вышивка и ткачество широко использовалось в украшении предметов культа и светского быта. Ремесло изготовления золото-серебряного кружева на территории Руси впервые появилось во второй половине шестнадцатого столетия. Такой необычный вид искусства попал на территорию государства из Западной Европы. Кружевом было принято украшать боярские, царские и княжеские одежды, дворянские платья, старинные предметы культа, облачения представителей духовенства, разные предметы светского характера. В восемнадцатом столетии техники золото-серебряного кружева стали активно проникать в народный быт.

     

    Главными центрами изготовления кружева были княжеские и боярские светлицы, а также монастыри, в которых работали невероятно талантливые мастерицы. В семнадцатом столетии излюбленными в кружевоплетении были мотивы тюльпана и гвоздики, являвшиеся традиционными для западноевропейского и русского искусства этого века. Эти мотивы можно встретить в русских кружевах восемнадцатого столетия. Именно тюльпаны и гвоздики, составленные в крупные узоры, украшали фелони парчи малинового цвета.

     

    В начале того же века стали появляться разные композиции русского аграманта. Как правило, аграманты первой половины восемнадцатого столетия отличались растительно-геометрическими орнаментами. Такие уникальные орнаменты, как зубцы-фестоны, «вилюшка», «сетка», всевозможные мотивы в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях получили развитие в кружевоплетении. Растительные и геометрические орнаменты отличались композиционной насыщенностью, но в то же время характеризовались ясным построением и строгой ритмичностью.

     

    В середине восемнадцатого века золото-серебряное кружево было дополнено цветной битью, что существенно увеличило декоративный эффект таких изделий. В особую группу входило старинное кружево, созданное западноевропейскими мастерами. Такой антиквариат был известен в России под названием «подышпаны». Он представлял собой кружевной гипюр, выполнявшийся из невероятно тонкого серебряного, золотого шнурка или нити, пряденой в сцепной технике.

     

    В период с восемнадцатого по девятнадцатое столетие на территории Европы и России широко распространенными были блонды, изготавливавшиеся из шелковых нитей. Эти изделия отличались контрастом массивного узора и утонченного тюлевого фона. В них вплетались серебряные и золотые нити, благодаря которым кружево отличалось неповторимым изяществом. Крестьянский и церковный быт оставался практически единственной сферой применения предметов, украшенных таким кружевом. Искусство металлического кружевоплетения в девятнадцатом и начале двадцатого столетия развивалось в основном в женских монастырях. Старинные предметы, украшенные русскими кружевами – редкий и ценный антиквариат, обладающий высокими художественными характеристиками.