Основные стили старинной русской мебели

  • 2013-06-10



    За время своего развития русская мебель, как и европейская, прошла все главные стили и пути, однако всегда отличалась неповторимым национальным характером, оригинальностью и самобытностью. В древние времена уникальная старинная мебель создавалась мастерами-умельцами, на протяжении многих столетий из поколения поколение передававшими свои богатые традиции и секреты. Среди главных русских предметов интерьера были скамьи, лавки, табуреты, шкафы, столики с ящиками, полки для хранения посуды, а также старинные сундуки.

     

    Мебель, создававшаяся русскими мастерами, была тесно связана с архитектурой, что находило свое отражение в отделках и формах каждого предмета. Такой антиквариат украшался разными видами резьбы, росписью, пропильными узорами, животными, растительными и геометрическими орнаментами. В восемнадцатом столетии и на территории Тулы впервые начали заниматься изготовлением железной мебели – тяжелых и громоздких стульев, кресел и скамей. Эта старинная мебель украшалась филигранными деталями, представлявшими собой настоящее металлическое кружево, декорированное золотыми и серебряными насечками, алмазными гранями. Как правило, подобные изделия украшали интерьеры дворцов.

     

    Русская мебель эпохи барокко и рококо была тесно связана с именем талантливого архитектора Растрелли. В ней повторялись детали архитектуры, присущие основным архитектурным стилям. Во второй половине восемнадцатого и начале девятнадцатого столетия отделка и внешний вид русской мебели содержали главные элементы архитектуры эпохи классицизма, ориентируясь на античные образцы.

     

    Такие предметы интерьера характеризовались строгостью и легкостью форм, а также удобством, соответствуя формам человеческого тела. Мебель украшалась элементами повторявшими орнаменты росписи и лепки потолков и стен. Русские мастера создавали мебель двух главных направлений: парадные предметы мебели для дворцовых интерьеров с применением дорогостоящих материалов и бытовую мебель, изготавливавшуюся крепостными мастерами, соблюдавшими приемы и традиции классицизма.

     

    Как правило, старинная русская мебель создавалась из древесины ясеня, ореха, тополя, березы, отделывавшейся под красное дерево. В конце восемнадцатого столетия в России впервые начала использоваться карельская береза. Мебель тех времен отличалась присутствием в ее дизайне разнообразных механических деталей – потайных ящичков, оснащенных незаметными пружинами, вращающимися и выдвигающимися элементами, замками и даже крошечными музыкальными инструментами.

     

    Переходной стиль от русского классицизма к ампиру известен под названием «Павловский», ведь время его развития припало на эпоху правления Павла I. Старинная мебель в этот период была крупной, тяжелой и монументальной. Ее изготавливали из карельской березы или красного дерева, инкрустируя причудливыми орнаментами. Русская ампирная мебель также характеризовалась яркой индивидуальностью, отличавшей ее от европейской. Такие предметы были более монументальными и декорировались не только классическими, но и традиционно русскими орнаментами. Предметы ампирной мебели были парадными и использовались в усадьбах помещиков и дворцах. В то же время в жилищах простых горожан и купеческих домах появлялась более скромная мебель, известная как «русский бидермейер».