Романовские письма: тайны и открытия
-
2013-06-07
Наполненная гармонией и яркими красками, строгостью и рафинированной элитарностью, незаслуженно забытая традиция восхитительной иконописи ярославских староверов девятнадцатого столетия, в наше время снова вернулась в центр внимания исследователей. Романовская икона постепенно открывает ценителям старины свои многовековые тайны. В наше время этой интереснейшей тематике посвящаются выставки и научные публикации. Старинные иконы, созданные в Романове-Борисоглебске, являются редчайшим явлением в истории старообрядческих писем, созданных в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого столетия.
По мнению многих исследователей, это самобытное миниатюрное письмо по своему высочайшему уровню исполнения превосходит антиквариат, созданный в таких известных иконописных центрах, как Мстера и Палех. Романовские письма не были искусственным новообразованием, а являлись живым продолжением богатейших ярославских традиций.
Настоящими эталонами стилевого характера являются старинные иконы, выполненные самым известным мастером-романовцем, М. Архиповским. Всего в историю вошло более двух десятков имен иконописцев, специализировавшихся на романовских иконах. Среди других иконописных произведений черты ярославской школы легко угадываются в пропорциях фигур, плавности линий, бурных барочных складках и типах ликов. Представители старообрядчества были намного меньше подвержены современным светским веяниям, поэтому они выступали преданными хранителями старинных традиций и сумели дать им вторую жизнь.
Важной чертой «романовских писем» стала уникальная палитра: иконописцы использовали самые изысканные цвета, среди которых выделались яркие бирюзовые, жемчужно-белые, ультрамариновые, травянисто-зеленые оттенки. Однако при такой яркости эти цвета не были дикими, а их сочетания всегда гармонировали. Поверхности старинных икон были плотными, будто покрытыми эмалью. По сегодняшний день тайна получения такого эффекта остается непостижимой, ведь мастера-староверы бережно скрывали технологии своего письма.
Еще одними узнаваемыми деталями являются «фирменные» штрихи, по которым можно без труда узнать произведения романовцев. Глядя на такие старинные иконы, создается впечатление, что рисунок выполнялся тонким пером, которым проштриховывались тексты, картуши и орнаменты в форме бутонов и вазонов.
Хотя романовцы соблюдали традиции, основанные их предками, в то же время они чутко отзывались на все новшества, появлявшиеся в больших стилях иконописи. В одном произведении у них уникальным образом сочеталась подрумянка на ликах святых, пышные троны и экспрессия, традиционная для культуры барокко, и классические геометрические элементы эпохи классицизма.
Романовские иконописцы, как правило, были верующими людьми, придерживавшимися старообрядчества. Принадлежность к старой вере прослеживалась даже в выборе сюжетов икон. В большинстве случаев романовцы изображали святых, известных в первые века христианства за их мученические подвиги за веру. При этом романовская иконописная традиция существенно отличалась от аналогичных произведений, созданных в других центрах староверия.