Импрессионизм – направление в искусстве, сложившееся во Франции

  • 2013-06-07



    В последней трети девятнадцатого столетия в живописном искусстве Франции сформировалось новое направление, получившее название импрессионизм. Сам термин появился после выставки, состоявшейся в 1874-м году, в ходе которой экспонировалась картина Моне «Восходящее солнце. Впечатление».

     

    В период расцвета импрессионизма, припавшего на семидесятые – первую половину восьмидесятых годов девятнадцатого столетия, это направление было представлено группой художников, создавших объединение, боровшееся за отмену академическим канонов в искусстве. С этой целью мастера, среди которых были Писсарро, Моне, Дега, Ренар, Моризо, Сислей и другие талантливые художники, в период с 1874-го по 1886-й год провели восемь экспозиций.

     

    Одним из родоначальников импрессионизма был Мане. Однако в группу активистов он не входил, выступая еще в шестидесятых годах со своими жанровыми произведениями, в которых художник отобразил живописные и композиционные приемы шестнадцатого – восемнадцатого столетия примирительно к собственной жизни.

     

    Импрессионизм стал своеобразным продолжением традиций, заложенных реалистическим направлением в искусстве. Последователи нового стиля пытались всеми способами освободить искусство от условностей академизма, мантизма и классицизма; утвердить красоту простых мотивов демократичного характера, и добиться живой достоверности изображаемого в картинах. Импрессионисты создавали старинные картины, в которых эстетически важной была подлинная современная жизнь во всем богатстве ее красок. Они воссоздавали окружавший их мир в свойственной ему постоянной изменчивости.

     

    Во многих произведениях импрессионистов, особенно в многофигурных композициях, натюрмортах и пейзажах, акцентировался будто бы случайный момент постоянного течения жизни. Художникам в своих произведениях удавалось сохранить и передать свежесть и силу первого впечатления. Антиквариат, созданный импрессионистами, всегда отличался жизнерадостными мотивами и увлеченностью прекрасным миром.

     

    В пейзажных композициях художники развивали искания барбизонской школы, Констэбла, Коро и других мастеров, разработав уникальную систему пленэра. Старинные пейзажи импрессионистов представляли простые, будничные мотивы, часто наполненные подвижным всепроникающим светом. Благодаря работе на природе, художники получили возможность отображения природы во всей ее живости и реальности. Они тонко анализировали и запечатлевали все переходные состояния окружающей среды, улавливали все изменения цветов.

     

    Оригинальное отображение нашел импрессионизм и в скульптуре, обладавшей некоторыми чертами, сходными с живописью импрессионистов. В своих произведениях скульпторы старались передать мгновенное движение при помощи мягких и текучих форм, нарочитой пластичности и незавершенности. Уникальные старинные скульптуры были созданы Трубецким, Россо, Роденом, Дегом, Голубкиной и другими импрессионистами. Новое направление оказало особое влияние на развитие выразительных литературных средств. Идеи импрессионизма в своих произведениях воплощали Уайльд, Мопассан, Анненский, Гамсун. Импрессионизм нашел отображение также в музыкальных произведениях Скрябина, Равеля, Дебюсси и других композиторов.