Мария Тенишева – ценительница старины и покровительница искусства

  • 2013-06-06



    Мария Тенишева – одна из крупнейших российских меценатов и коллекционеров старины девятнадцатого столетия. Несмотря на множество жизненных сложностей, она всегда с особой страстью относилась к искусству.

     

    Мария родилась в Петербурге в 1858 году. Ее детство прошло в доме богатого отчима, где девочку окружали учителя, няни и гувернантки. Однако родители были холодны к Марии, лишь требуя от нее сдержанности и послушания. По вечерам девочка пробиралась в гостиную, чтобы рассмотреть восхитительные картины, принадлежавшие ее отчиму.

     

    В шестнадцатилетнем возрасте Мария вышла замуж за молодого юриста. Брак оказался неуспешным, поэтому Мария всеми силами пыталась сбежать от серой, обыденной супружеской жизни. Некоторое время молодая девушка прожила в Париже, где брала уроки пения. Там Мария начала интересоваться историей искусств и проводила множество времени в музеях. Она питала особую страсть к старине и ко всему древнему.

     

    По возвращению в Россию последовал сложный развод с мужем. На одном из торжественных вечеров Мария встретила своего второго мужа Вячеслава Тенишева – очень обеспеченного князя, щедрого мецената и благотворителя. С того времени Мария начала активную меценатскую деятельность: она стала попечителем единственной в районе Бежиценской школы, со временем открыла еще несколько школ в близлежащих селах и в городе.

     

    Вдохновленная идеей Репина, Мария создала в Петербурге студию для подготовки художников, желавших вступить в Академию художеств. В числе учеников студии Тенишевой были такие известные мастера, как Серебрякова, Билибин, Добужинский и Честняков. Со временем Мария стала одной из основательниц известного журнала «Мир искусства».

     

    Много времени Тенишева отдавала еще одной своей страсти – собирательству. Посещая с мужем разные европейские города, Мария не жалела средств и приобретала старинные картины, антикварные скульптуры, фарфоровые изделия, украшения, а также антиквариат, представлявший собой культурную и историческую ценность. В ее коллекции были восхитительные изделия иранских, японских и китайских мастеров. Тенишева обладала превосходным художественным вкусом, но при этом всегда стремилась получить новые знания на чтениях, выставках и лекциях.

     

    Когда Тенишевы совершили поездку по старым городам России, перед Марией открылась красота изделий народных мастеров. С того времени княгиня начала создавать свое собрание предметов утвари, старинной мебели, одежды, посуды, украшений и поделок.

     

    Самым дорогим проектом, осуществленным Тенишевой, стало открытие на хуторе Фленово школы для деревенских детей. В 1895 году школа со светлыми классами и высококвалифицированным учителем наполнилась детьми. Рядом со школой разместилось сказочное здание библиотеки, куда Мария постоянно привозила лучшие альбомы по искусству, учебники, книги и журналы. При школе в Талашкино были открыты мастерские, в которых местные жители занимались разными народными ремеслами. Сюда Тенишева приглашала жить, работать и творить представителей художественной элиты России. Так, уроки живописи здесь проводил Врубель, скульптуре обучал Трубецкой, а узоры для вышивок создавали Бенуа, Нестеров, Серов, Коровин, Поленов и Рерих.

     

    В 1905 году Мария Тенишева подарила Смоленску уникальную коллекцию произведений искусства, однако власти не спешили принимать подарок. Тогда Мария приобрела участок земли и возвела на нем помещение для своего собрания.