Каменные цветочные композиции легендарного мастера К. Фаберже

  • 2013-06-03



    К. Г. Фаберже вошел в историю искусства как непревзойденный мастер, умевший превращать привычные предметы в шедевры, не теряющие своей ценности на протяжении многих веков. Каждое его изделие по сегодняшний день хранит величайший секрет, разгадать который современным ювелирам так и не удалось. Еще в девятнадцатом столетии Фаберже создавал золото разных цветов и стал первым мастером, начавшим использовать самоцветы. Он уникальным образом изменял цвет разных минералов и добивался необходимых оттенков; без опасения сочетал неблагородные и благородные металлы.

     

    Карл Фаберже оставил уникальные образцы во всех направлениях ювелирного дела. Особой красотой славятся изысканные каменные цветы, созданные Фаберже. Родословная этих предметов старины имела восточные корни. Впервые в мастерской выдающегося ювелира к этой отрасли китайского искусства обратились, когда мастера увидели букет хризантем, производивший прекрасное впечатление благодаря восхитительному выбору тонов и прозрачности камня. Занимаясь реставрацией этого китайского букетика, Фаберже решил создать собственный «драгоценный гербарий».

     

    Так как мастер всегда основательно подходил к своей работе, он велел возвести при московской мастерской теплицу, где выращивались растения, ставшие «моделями» для восхитительных каменных цветов. До нашего времени дошел альбом Карла Фаберже, содержащий фотографии цветов, среди которых были и ландыши, использовавшиеся для создания легендарной корзинки императрицы.

     

    Дизайнеры, работавшие в мастерской Фаберже, создали уникальные старинные украшения, повторявшие малину, ландыши, шиповник, одуванчики и рябину. Практически все подобные предметы старины помещались в вазочки, изготовленные из горного хрусталя. Этот материал идеально походил для создания иллюзии сосуда с водой. Стебли изделий чаще всего изготавливались из золота и украшались гравировкой. Листья вырезались из нефрита и нередко покрывались эмалью.

     

    Старинные украшения Фаберже принадлежали к разным ценовым категориям. Для мастера цена не имела значения – намного важнее была идея. Фаберже никогда не занимался слепым копированием предметов, поэтому каждое изделие обладало собственным стилем и чертами, благодаря которым по сегодняшний день можно без труда определить авторство Фаберже.

     

    Помимо восхитительных каменных цветов в мастерской изготавливались драгоценные полезные предметы. Не меньшим шармом обладали старинные часы, антикварные портсигары, веера, пудреницы, посуда, лорнетки, колокольчики, ручки, украшавшие трости и зонты, подарочные коробочки и бонбоньерки. Эти старинные предметы, изготовленные из дерева, камня, серебра и золота, при скромности своего декора всегда занимали место рядом с дорогим и изысканным антиквариатом.

     

    Минуло уже целое столетие, а восхитительный каменный «Одуванчик» Фаберже продолжает удивлять гостей Оружейной Палаты Кремля. Драгоценный цветок, появился в собрании музея очень давно: купить антиквариат для коллекции в девяностых годах удалось частному лицу. Это, как и другие изделия мастерской, вызывают неизменный восторг. Кроме того, полностью повторить хотя бы одно изделие Фаберже, даже с использованием самых современных технологий, не способен ни один ювелир.