Театральная живопись А. Бенуа

  • 2013-05-31



    В коллекционерской среде уже много лет особняком стоит имя А. Бенуа – талантливого художника, искусствоведа, критика, ученого, и великолепного эссеиста, оставившего после себя множество уникальных произведений искусства. Не смотря на столь обширный список талантов этого удивительного человека, больше всего его увлекал театр. Александр Бенуа создал множество театральных художественных произведений, по сегодняшний день пользующихся особой популярностью на мировых и российских аукционах.

     

    Свою первую театральную работу художник исполнил для постановки оперы Танеева «Месть амура», проходившей в Эрмитажном театре. Для этого представления Бенуа выполнил декорации в стиле восемнадцатого века с изображением французского сада и средневекового замка. Сам мастер своей работой был очень недоволен, поэтому в последующие годы с раздражением вспоминал этот первый театральный опыт.

     

    В 1902 голу Бенуа начал работать над постановкой Вагнера в Мариинском театре. Вся режиссура была создана художником. Кроме того Бенуа создал костюмы и декорации для спектакля. Хотя мастеру было позволено бесконтрольно работать над постановкой, полного удовлетворения результаты выполнения этого проекта ему не принесли. Его старинные картины оказались слишком переполненными лишними деталями.

     

    Еще одним глобальным событием в жизни мастера стала постановка балета «Павильон Армиды». Согласно трактовке самого Бенуа, главной темой балета было бессилие человека перед злым роком. Для этого проекта художник создал восхитительный антиквариат, стилизованный под эпоху Людовика XIV. Каждый элемент, разработанный Бенуа, стал отображением серьезного увлечения художника историей французского двора семнадцатого и восемнадцатого столетия. Бенуа превратил постановку в непревзойденное театральное действо. Его рисунки представили зрителям мир, полный иллюзий, тайн и роскоши.

     

    Этот спектакль прочно вошел в театральную историю, после чего Бенуа и Дягилев решили представить постановку в Париже. Именно с того момента весь мир узнал о таланте художника. В последующие годы Бенуа продолжал создавать рисунки для постановок Дягилева, имевших мировой успех. Некоторое время мастер создавал костюмы и декорации для Московского Художественного театра. Каждый театральный проект, выполненный художником, отличался множеством инноваций. Даже в революционное и военное время Бенуа продолжал много работать, занимаясь оформлением спектаклей для разных театров.

     

    В 1926-м году А. Бенуа иммигрировал во Францию. Благодаря своей легендарной славе этот художник на многие годы был обеспечен работой, предоставлявшейся крупнейшими театрами мира. В период между 1927-м и 1935-м годами Бенуа создал оформление для пятнадцати балетных постановок для труппы Иды Рубинштейн. Он проявил себя не только как блестящий режиссер и художник декоратор, но и как человек, обладавший непревзойденным чувством сценического пространства. Его декорации всегда были единым целым с действом, происходившим на сцене. На сегодняшний день творчеству А. Бенуа посвящается множество интересных экспозиций, а его театральные рисунки считаются ценным коллекционным антиквариатом.