Геральдические символы на русском фарфоре

  • 2013-05-26



    Одним из главных декоративных элементов, использовавшихся для украшения репрезентативной утвари в период с семнадцатого по восемнадцатое столетие, был герб ее обладателя. Начиная с восемнадцатого столетия, на территории России также распространилась западноевропейская традиция ставить «клеймо» на предметы домашнего обихода. Для этого использовался собственный, искусно выполненный, герб.

     

    Старинные изделия из фарфора, датированные восемнадцатым столетием, декорировались не только монограммами титулованных и царственных персон, но и нередко украшались так называемыми «коронами достоинства». При этом изображения таких предметов, по сравнению с европейскими образцами, в основном не обладали геральдическим характером. Но все же главные правила и принципы изображения некоторых знаков существовали.

     

    На домашней утвари, созданной на территории России, могли появляться изображения императорских, княжеских и великокняжеских корон. Такой антиквариат для непрофессиональных коллекционеров обладает малозаметными или незначительными отличиями, однако в ходе атрибуции изделий из фарфора знание каждого элемента монограммы имеет огромное значение. Именно короны часто помогают определить не только владельца предмета старины, но и время его изготовления.

     

    Во второй половине восемнадцатого столетия в качестве образца для изображения короны на фарфоре служило изделие, созданное по заказу Екатерины IIизвестным ювелиром Е. Позье. Со временем эту корону увеличили для Павла I, и с того времени она использовалась в ходе всех коронаций. Но все же чаще основным образом служила «старая» корона. При этом сложно говорить о наличии единого образца, ведь в той или иной степени изображения короны, появлявшиеся на фарфоре, были изменены художниками.

     

    Как правило, императорские короны на фарфоровых изделиях было принято писать золотом. Их изображения в большинстве случаев состояли из обруча – венца, на котором возвышалась шарообразная шапка, раздвоенная сверху, также выполненная из золота. На месте раздвоения короны проходила дуга, на которой мастера изображали увенчанное крестом державное яблоко. Великокняжеские короны в большинстве случаев писались золотом, однако от императорских они отличались горностаем. Шапки, принадлежавшие князьям и герцогам, изначально представляли собой головные уборы, изготовленные из пурпура и подбитые горностаем, который образовал опушку, вырезанную в форме заостренных или полукруглых фестонов. Позже над опушкой появились дужки, украшенные жемчугом.

     

    На фарфоре восемнадцатого столетия нередко можно встретить изображения корон достоинства, применявшихся для различия простого и титулованного дворянства. Подобные короны не имели прототипов и носили исключительно геральдический характер. Дворянские короны не были одинаковыми по форме – для их изображения использовалась разная, но упорядоченная система. Так, короны, имевшие графское достоинство, украшались девятью шариками или крупными жемчужинами. На фарфоровых изделиях, принадлежавших баронам, изображали лишь семь жемчужин, а дворянам – пять листовидных зубцов или жемчужин.