Новогодние спички в филуменистской коллекции

  • 2013-05-26



    Новогодняя тематика на протяжении долгого времени широко использовалась в качестве декоративных элементов, появлявшихся на разной продукции. Она была излюбленным мотивом художников, создававших иллюстрации к открыткам, календарям и марками. Не обошла стороной новогодняя тема и спичечные этикетки.

    На протяжении долгого времени она отсутствовала и на спичечных этикетках. Первый официальный выпуск таких старинных спичек появился в 1958 году. С тех пор новогодние спички начали выпускаться каждый год. Старинные спичечные коробки радовали коллекционеров своим восхитительным оформлением. Особенно интересными и качественными были новогодние спичечные этикетки, выпускавшиеся с 1960-го по 1975-й год. Подобный антиквариат носил не только обычный, но и сувенирный характер, появлялся в неофициальных и официальных выпусках, отдельными экземплярами и целыми сериями. На спичках изображались самые разнообразные персонажи.

     

    Так, в 1981 году, когда Советский Союз прочно обосновался в космосе, новое открытие нашло свое отображением на спичечных этикетках, на многих из которых даже Снегурочка могла выглядеть как космонавт. Старинные спички, выпущенные в 1990 году, были посвящены Карнавальной ночи. Новогодние спички украшались этикетками, представлявшими целую галерею сказочных персонажей. Главными героями такой продукции становились Снежная Королева, солдат Швейк, Шерлок Холмс, Буратино и другие известные персонажи.

     

    Но все же самым популярным оставался Дед Мороз, которому в 1992 году была посвящена крупная серия спичек. Конечно, купить антиквариат такого характера можно было не только на отечественном рынке: эта тематика широко использовалась и иностранными изготовителями спичечной продукции. Однако, в отличие от Советского Союза, новогодняя тема в зарубежной филумении была разделена на два направления – Новый год и Рождество. Причем последняя была намного популярнее первой.

     

    Подобные старинные спички в больших количествах выпускались в Австралии, Германии, Италии и Швейцарии. Подобная спичечная продукция там начала выпускаться еще в начале столетия, и мало отличалась по своей полиграфии от многоцветных и красочных открыток. Широко распространенным выпуск новогодних и рождественских спичек был на территории Америки. Там праздничные мотивы часто появлялись на буклетах, представлявших собой спички-книжечки. Практически на каждой солидной американской компании существовала традиция выпуска новогодних спичечных коробков, вручавшихся в качестве сувениров сотрудникам. С годами таких выпусков оказалось так много, что в свое время даже был открыт клуб коллекционеров, занимавшихся собирательством только такой продукции.

     

    Новогодние элементы достаточно прочно обосновались на всех видах спичечной продукции – картонках, этикетках и буклетах. Спички с подобной тематикой продолжают выпускаться и современными производителями, вызывая неизменный интерес коллекционеров.