Ф. И. Пряшников – щедрый меценат, коллекционер живописи и библиофил

  • 2013-05-24



    В восемнадцатом и девятнадцатом столетии на территории России было большое количество талантливых предпринимателей и государственных работников, помимо своей основной деятельности занимавшихся собирательством произведений искусства, вошедших впоследствии в известные российские музеи. Одним из таких личностей был общественный деятель, сановник, щедрый меценат, библиофил, коллекционер русской живописи Федор Пряшников.

     

    Федор Иванович родился на территории Перми. Основное образование он получил в Москве в университетском пансионе. Некоторое время Пряшников служил в Министерстве финансов, государственном казначействе, а в дальнейшем занимал пост в департаменте почты и департаменте народного образования.

     

    Федор Иванович содействовал работе многих организаций, в том числе Императорской Публичной библиотеки, которой он передал редкие издания Библии, автографы басен Крылова, а также антикварные медали. Кроме того, Пряшников помогал деятельности Общества поощрения художеств. Он стал одним из первых русских коллекционеров, начавших собирать произведения русской школы. Ранее подобные собрания существовали лишь у известного коллекционера П. Свиньина, а также в музее Академии художеств. Со временем такая коллекции живописи появилось и у Быкова.

     

    Свою коллекционерскую деятельность Пряшников начал исключительно из-за желания оказать поддержку молодым художникам. Он в больших количествах приобретал их произведения. Некоторые старинные картины были переданы благодарными мастерами в дар Федору Ивановичу. В итоге в галерее коллекционера насчитывалось свыше 170-ти произведений искусства, созданных более чем 80 русскими художниками. В коллекцию Пряшникова входил уникальный антиквариат, среди которого – работы А. Лосенко, Д. Левицкого, Ф. Алексеева, В. Шебуева, В. Боровиковского, В. Тропинина, А. Венецианова, П. Федотова.

     

    По мнению Пряшникова одной из самых выдающихся личностей отечественной школы живописи был К. Брюллов – для своего собрания коллекционер приобрел восемь шедевров этого мастера. Среди них были такие работы брюлловской кисти, как «Портрет И. Крылова» и «Автопортрет». Хотя в коллекции Пряшникова было множество ценных старинных картин, его галерея располагалась в достаточно простом помещении, не отличавшемся ни изящным убранством, ни обширностью; старинные картины плохо освещались, а некоторые произведения вовсе находились в полумраке.

     

    Знакомство Третьякова с собранием Федора Ивановича оказало решающее воздействие на коллекционера в его желании создать национальный музей живописи. Со временем всю коллекцию Пряшникова приобрело Министерство двора, а самому коллекционеру предоставили право пожизненно пользоваться коллекцией. В 1867 году собрание Федора Ивановича было предоставлено для экспонирования Обществу поощрения художеств, расположенному в Петербурге. Именно тогда ценители пряшниковской галереи смогли в последний раз в целостности полюбоваться собранием. После этого шедевры были переданы в фонды разных музеев Москвы. Большая часть коллекции перешла в собрание Московского публичного музея.