Городецкие прялочные донца – старинный и самобытный промысел

  • 2013-05-23



    Городецкий промысел прялочных донец, положил начало легендарной росписи, ставшей ярким явлением народной художественной культуры девятнадцатого и начала двадцатого столетия. Выразительность и оригинальность сложившейся в этой местности художественной системы, привели к ее широкой известности. Уже в конце девятнадцатого столетия самобытные городецкие донца стали ценным объектом музейного, а во второй половине прошлого столетия – и частного коллекционирования.

     

    На сегодняшний день, когда большое количество вещей исчезло из быта, не всегда легко определить их назначение. Одним из подобных предметов старины стало и городецкое донце, представлявшее собой нижнюю часть прялки, на которую садилась во время работы женщина. Традиция украшения прялок на территории России была распространена повсеместно. Старинная прялка, занимая важное место в жизни каждой женщины, поэтому была не только обычным приспособлением для изготовления нитей, но и участницей многих традиционных крестьянских обрядов. Прялка, как правило, преподносилась в подарок невесте, жене или дочери.

     

    Практически во всех областях страны было принято украшать верхнюю часть прялки, которая была хорошо видна во время работы. Лишь на территории Поволжья с большой любовью и старанием декорировались донца. Украшенное удивительными узорами городецкое донце было предметом особой гордости его владелицы. По завершению работы этот предмет старины вешался на стену и, наряду с народным лубком, становился украшением крестьянского дома.

     

    Самобытность такого промысла была определена не только самим объектом украшения – мастера Заволжья чутко отзывались на все новое. Сложившаяся на этой территории художественная система, была невероятно подвижной: за годы существования промысла существенно менялись технические приемы украшения донец, использовались новые мотивы и сюжеты, а старые часто наполнялись новым, более современным содержанием. Только на этой территории применялся метод инкрустации небольшими элементами мореного темного дуба.

     

    В отличие от других районов, в Городце в основе украшений донец находился определенный сюжет, который дополнялся орнаментом. Во второй половине девятнадцатого столетия важнейшее значение в промысле приобрела творческая индивидуальность мастеров, каждый из которых обладал узнаваемым и неповторимым авторским стилем.

     

    Традиционное городецкое донце представляло собой доску, закругленную с одной стороны и имевшую возвышающуюся головку со специальным отверстием для закрепления широкого гребня, использовавшегося для прядения. В Городце была налажена розничная и оптовая торговля донцами. Как правило, их продавали крестьянам ближайших уездов. По мнению исследователей, производство донец, как отдельный промысел, было основано еще в восемнадцатом столетии. Однако первые старинные донца не сохранились до нашего времени.

     

    Согласно преданию, распространенному в этой местности, до появления донечного промысла крестьяне создавали донца для личного использования, украшая их выемчатой геометрической резьбой. Городецкие донца благодаря своей самобытности, пополнили богатую русскую историю народных промыслов, превратившись в экспонаты музейных и частных собраний.