Глиптика – старинное искусство резьбы по камню

  • 2013-05-21



    Первые старинные предметы, выполненные из камня, относятся к четвертому столетию до н. э. На территории Месопотамии и Египта были обнаружены археологические находки в виде печатей, ставившихся на посуде, предметах быта, личных вещах и даже одежде. С ходом времени на печатях появились портреты, имена и род занятий.

     

    Одни из первых старинных гемм были созданы Древней Греции. Эллинистическая эпоха стала временем создания большого количества уникальных камнерезных изделий, выполненных в геометрическом стиле. В этот период известные в разных сферах искусства самосские мастера Федор и Ройк познакомили греческую глиптику с процессом резьбы на станке. Личный скульптор Македонского, Лисипп, создавал портреты на камне, являвшиеся копиями греческих скульптур.

     

    Со временем Лоренцо Медичи доставил во Францию крупную коллекцию старинных гемм, созданных на территории Малой Азии и Греции. Он стремился возродить искусство камнерезов и ознакомить с ним художников Италии. Основателями новой школы глиптики в эпоху Возрождения стали Донателло и Витторио Пезано. Многие мастера того времени создавали недосягаемые до сегодняшнего дня образцы резьбы на камне.

     

    Настоящий триумф глиптики пришелся на восемнадцатое столетие – век изящества, роскоши и виртуозного мастерства. Старинные скульптуры в это время изготавливались из аметиста, хрусталя, бериллы, сапфира и рубина. На территории Англии известные братья Браун изготавливали восхитительные инталии на драгоценных прозрачных камнях.

     

    Увлечение глиптикой не обошло стороной и Россию. В девятнадцатом столетии здесь работало большое число русских камнерезов, чьи изделия пользовались популярностью среди коллекционеров. Особой страстью к геммам славилась супруга Павла Первого. Она не просто коллекционировала фигуры из камня, но и была их создателем, показав себя как талантливый и зрелый художник. Екатерина IIтакже была неравнодушной к глиптике, поэтому учредила при Академии художеств в 1764-м году специальный класс, ученики которого получали возможность обучиться гравированию на драгоценных камнях и стали.

     

    Конец девятнадцатого и начало прошлого столетия стало временем постепенного угасания искусства глиптики. Лишь некоторые элементы глиптики сохранились в изделиях известного мастера эпохи модерна Лалика. В России разнообразная по стилю каменная миниатюра создавалась в мастерских Фаберже. В девятнадцатом веке на территории России лишь три фирмы занимались изготовлением камнерезных изделий. Такой антиквариат создавался фабрикой Верфеля, мастерскими художников А. Сумина и Д. Уральского. Высочайшим уровнем отличались камнерезные изделия, выполненные в тот период на Урале. Как правило, уральские мастера работали по заказам, приходившим из Петербурга.

     

    На сегодняшний день в антикварных магазинах можно купить камнерезные миниатюры, характеризующиеся европейской стилистикой. Однако большинство из них – подделки. На современном рынке практически не встречаются камнерезные изделия, обладающие художественно-историческим значением, ведь все они уже успели осесть в частных и музейных коллекциях.