Окимоно – уникальное произведение японского искусства

  • 2013-05-17



    Старинные статуэтки и скульптуры уже не одно десятилетие остаются одними из интереснейших предметов коллекционирования. Особое внимание собирателей всегда привлекали традиционные японские статуэтки, использовавшиеся для украшения интерьера. Одним из известнейших видов декоративного и прикладного искусства Японии стало изготовление окимоно – небольших декоративных объектов или скульптур, располагавшихся в токонома японского жилища.

     

    Как вид миниатюрной пластики окимоно появилось и получило распространение приблизительно в шестнадцатом столетии, когда в традиционном японском доме было принято устройство ниши, в которой размещались икебаны, красивые свитки или небольшие статуэтки бодхисатв или будд. С ходом времени сюжетно-тематическое разнообразие такой миниатюрной пластики расширилось. Старинные гравюры эпохи Эдо отображают в качестве окимоно фигурок монахов, святых, семи божеств счастья и животных, принадлежащих к шестидесятеричному циклу.

     

    Старинные окимоно приобретались не только для привлечения удачи, но и в качестве памятного предмета, напоминавшего о посещении отдаленного храма. Такой антиквариат нередко служил в качестве подарка, а также просто использовался для украшения домашнего интерьера.

     

    С окончанием революции Мэйдзи, состоявшейся в середине девятнадцатого столетия, Япония вступила на путь модернизации и начала принимать участие в разнообразных мировых промышленных выставках. На одном из таких мероприятий, проходивших в Вене, в числе предметов, представляющих культурные традиции, достижения и ремесла страны, появились окимоно, изготовленные из слоновой кости. Чтобы соответствовать масштабам выставочного зала, японские мастера представили крупномасштабные статуэтки. С того времени окимоно стали предметом коллекционирования в странах Запада.

     

    После реформ, проведенных Мэйдзи, европейское платье стало официальной одеждой, поэтому изготовление нэцкэ оказалось бессмысленным. Это заставило резчиков обратиться к окимоно, на которые после участия страны во Всемирных выставках существенно повысился спрос на художественных рынках США и Европы.

     

    Интерес коллекционеров к японской миниатюрной пластике определил более современные требования к изготовлению скульптур из кости, теперь предназначавшихся для украшения домов Европы. Размеры старинных окимоно стали намного больше, а поверхность обрабатывалась более тщательно. При создании скульптур для европейцев, мастера старались обращаться к европейскому покупателю на понятном ему пластичном языке. Именно так получил развитие феномен японского реализма, в технике которого работали создатели окимоно. Японские резчики лишь за несколько десятилетий смогли освоить пластические традиции, развивавшиеся на территории Европы не одно столетие.

     

    На протяжении прошлого века в связи с экономическими кризисами, мировыми войнами и запрету на использование слоновой кости число мастеров окимоно резко сократилось. Из-за высокой стоимости работ, их было невероятно сложно продать на внутреннем рынке. Художественный уровень окимоно в это время снизился, ведь резчики пытались переориентироваться на экспорт. Модели японского окимоно часто повторялись, а пластические свойства объектов существенно ухудшились.