Игрушечная железная дорога – распространенный предмет коллекционирования
-
2013-05-17
В каждой стране мира среди множества разнообразных коллекций антиквариата обязательно существуют собрания, экспонаты которых напоминают о далеком детстве. На протяжении многих десятилетий коллекционеры с особым интересом относятся к старинным игрушечным поездам, чья история началась на территории Германии еще в 1891-м году и не прекращается по сегодняшний день.
В то время в Лейпциге проходила ежегодная весенняя ярмарка, которая оказалась весьма необычной – толпа людей окружила палатку с фирменными товарами компании Mаrklin. На ее прилавке впервые в истории появился крохотный жестяной поезд с вагонами. Эта старинная игрушка была на удивление похожа на настоящий, но уменьшенный в несколько десятков раз, поезд, ходивший по кругу мимо игрушечных деревьев, поселков и станций. После остановки поезд снова заводили, и он опять совершал свое движение по кругу.
Такой антиквариат на исходе девятнадцатого столетия был настоящей диковинкой, хотя миниатюрные вагоны и поезда существовали и раньше. Жестяные и деревянные модели уже более пятидесяти лет с успехом изготавливались немецкими мастерами игрушечных дел, а миниатюрные копии паровых машин из меди, дерева и серебра к тому времени уже стали модным увлечением аристократов и коллекционеров Европы. Одной из первых железных дорог играл в парке Сен-Клу Наполеон IV – наследный принц Франции.
Но все же изобретение Mаrklin было на самом деле революционным. Немецким игрушечникам не только удалось снабдить паровоз новым заводным механизмом, но и сделать полотно железной дороги не монолитным, как у более ранних моделей, а разборным. По желанию путь игрушечного поезда можно было с легкостью удлинять и укорачивать. Также старинная игрушка обладала подвижным составом, который, как и окружающие пейзажи, можно было менять на свой вкус. Кроме того, компания Mаrklin наладила производство дополнительных локомотивов и зданий, отдельно поступавших в продажу.
В 1897 году американцы Мортон Карлайл и Роберт Финч представили первый игрушечный электропоезд. Изначально компания Мортона и Роберта занималась изготовлением запасных частей для военных прожекторов, но с началом эры электричества маленькие локомотивы с электродвигателями стали обретать невероятную популярность. Производители решили заменить жестяные элементы более доступными деревянными и пластмассовыми. Их детские паровозики громко свистели, гудели, выбрасывали пар и могли автоматически отцеплять вагоны. Такие игрушки стали более безопасными и красочными.
На территории СССР первые детские железные дороги появились только в 1951 году, когда такая игрушка сошла с конвейера завода «Прожектор», работавшего в Москве. Эта легендарная дорога в духе времени была названа «Пионерской». На сегодняшний день железными дорогами увлекаются не только дети, но и профессиональные коллекционеры, готовые потратить сотни тысяч долларов, чтобы заполучить полное собрание копий старинных игрушечных локомотивов.