Старинная гравюра на современном антикварном рынке

  • 2013-05-16



    За последние несколько лет старинные гравюры стали особенно популярными предметами коллекционирования, поэтому на современном антикварном рынке порядок цен на печатную графику изменился в сторону возрастания. Так как купить старинную картину или станковую живопись по невысокой цене уже не представляется возможным, место такого антиквариата заняли гравюры.

     

    Конечно, не каждый коллекционер сможет позволить себе приобретение драгоценных и раритетных оттисков, однако печатная графика широкого производства, появляющаяся на аукционах достаточно часто, доступна даже начинающим собирателем. В гравюре удачно сочетается разумная цена, соответствующий уровень исполнения, а также гарантированная «старость». Кроме того, немаловажную роль играет возможность такого антиквариата гармонировать с разными типами интерьера.

     

    В процессе определения цены старинных гравюр большую роль играет сюжет того или иного листа. На территории России антиквариат с «русской» тематикой нередко оценивается в несколько раз дороже, нежели такие же гравюры в других странах мира. Причем эта закономерность действует и на зарубежном антикварном рынке. Так, во Франции старинная гравюра с видами Парижа будет стоить дороже, нежели экземпляр с изображением городов России.

     

    Порой в Москве стоимость одних и тех же гравюр может отличаться на несколько сотен долларов. Нередко цена гравюры может зависеть от заказчика, а не от качества выполнения листа. На современном рынке можно купить старинные гравюры не только в виде отдельных листов, но и книжной гравюры. Вырезанные из старинных книг офорты, миниатюры и резцовые гравюры уже давно воспринимаются как самостоятельный художественный объект. Кроме того, некоторые подобные экземпляры отличаются уникальными художественными достоинствами.

     

    Многие старинные гравюры издавались на цельных листах, имевших величину разворота, и вклеивались в книги при помощи «ножки», что позволяло извлекать гравюры без каких-либо повреждений. Такое «самостоятельное» существование гравюр стало в последние десятилетия распространенным явлением. Так, легендарная карта Москвы, опубликованная впервые в 1556 году в книге Герберштейна «Записки о московских делах» и неоднократно входившая в описания городов, созданных разными авторами шестнадцатого и семнадцатого столетия, в экспозиции Музея книги представлена в виде отдельного листа, извлеченного из атласа «Города земного мира» Г. Брауна.