Калейдоскоп – красота, заключенная в трубку

  • 2013-05-16



    Еще с давних времен люди любили наблюдать за прекрасным. Одним из приспособлений, демонстрирующих красоту, заключенную в трубку, стал калейдоскоп. Еще в Древнем Египте люди с восхищением наблюдали за фигурами, появлявшимися во время движения танцоров между отшлифованными плитами известняка, расставленными вкруговую. Но лишь спустя много столетий появился старинный прибор, позволявший создавать симметричные картинки при помощи зеркал, получивший название «калейдоскоп». На территории России калейдоскоп было принято называть трубкой, демонстрирующей «прекрасные виды».

     

    Считается, что изобретателем калейдоскопа был физик из Англии по имени Дэвид Брюстер. Именно ему удалось в 1816 году запатентовать свое устройство. Брюстер во время проведения экспериментов по поляризации света обратил внимание, что помещенные в трубку с зеркалами осколки стекла способны создавать восхитительные симметричные узоры, отражающиеся в зеркалах. В зависимости от угла, под которым относительно друг к другу располагались зеркала, узор мог изменяться. Также рисунки менялись при использовании разного количества зеркал.

     

    После выхода «Трактата о калейдоскопе», написанного Брюстером, его изобретение получило широкую популярность, однако в первые годы своего существования оно не считалось простой игрушкой. Изначально калейдоскоп использовался изобретателем в качестве научного прибора.

     

    Со временем американскому оптику Чарльзу Бушу удалось усовершенствовать устройство и создать так называемый «калейдоскоп для гостиной». Такой антиквариат поступил в массовое производство. Новый калейдоскоп состоял из черного продолговатого цилиндра, установленного на деревянный штатив. Цилиндр поворачивался на триста шестьдесят градусов и был оснащен медным барабаном со спицами, обеспечивавшими его вращение. Именно барабан стал наиболее примечательным элементом в калейдоскопе, созданном Бушем: в нем находилось тридцать пять стекляшек, треть из которых была наполнена жидкостью с воздушными пузырьками, продолжавшими двигаться даже после остановки барабана.

     

    Все стекляшки обладали яркими, хорошо подобранными цветами, что позволяло создавать узоры, недоступные калейдоскопам девятнадцатого столетия. Всего лишь за один год Буш получил несколько разных патентов: на наполненные жидкостью герметичные ампулы, на приспособление по замене стеклышек, позволявшее превратить барабан в устройство с многоразовым использованием; на использование в качестве фона для картин цветного колеса, а также на деревянный четырехногий штатив, позволявший с легкостью переносить калейдоскоп.

     

    Со временем старинный калейдоскоп превратился в предмет коллекционирования. Так, один из французских богачей заплатил за калейдоскоп более двадцати тысяч франков. Вместо стеклышек заказчик велел положить в барабан драгоценные камни и жемчуг. Калейдоскопы стали настолько популярными, что они нередко воспевались в стихах и прозе.

     

    Практически с первых лет изобретения калейдоскопы начали использоваться художниками, создававшими для обоев, тканей и ковров декоративные узоры. «Калейдоскопные» мотивы нередко встречались в произведениях западно-европейских и русских художников. Калейдоскоп создавал узоры необычайной красоты, которые не могли создать художники даже с самой плодовитой фантазией.