Великолепие традиционного английского серебра

  • 2013-05-16



    На протяжении многих столетий к европейской культуре старинное фамильное серебро было символом родовитости, знатности и ценным предметом наследования. В этом отношении Британия не была исключением: в английском обществе качественное серебро было показателем респектабельности и основательности. Старинное серебро, созданное английскими мастерами, считается лучшим в мире.

     

    Еще в 1300-м году на территории Англии впервые на государственном уровне был утвержден порядок маркировки и апробации предметов, изготовленных из драгоценных металлов. В то же время была определена норма содержания меди в сплаве серебра. На серебряных изделиях появлялось изображение головы леопарда в короне, получившее название «королевская марка».

     

    В шестнадцатом столетии в Англии участились случаи подделки серебряных изделий, поэтому на антиквариат такого характера стали ставить еще одну пробу в виде фигуры идущего льва. Клеймо с изображением леопардовой головы осталось так называемым смотровым клеймом ремесленников Лондона. На старинном английском серебре, начиная с 1478-го года, устанавливалось специально годовое клеймо, ведь инспекторы, проверявшие качество металла, переизбирались ежегодно, и для каждого из них была определена своя буква алфавита. По окончанию алфавитного цикла, новый двадцатилетний период начинался заново, однако мастера изменяли конфигурацию щитка или начертание букв.

     

    Чтобы не допустить на рынок подделки, было введено правило установки клейма мастера или именника. На протяжении шестнадцатого и семнадцатого столетия английское серебро практически не появлялось в Европе. На континент, а также в Россию, изделия английских мастеров поступали в основном в качестве посольских даров или дипломатических подношений. Кроме того, в виде пожертвований, приношений и даров в Россию привозились английские блюда, кружки и старинные кувшины, попадавшие в состав монастырских ризниц.

     

    Хотя каждое изделие обладало индивидуальными особенностями, в них просматривались традиционные национальные признаки ренессансного искусства. Старинное английское серебро существенно отличалось своей стилистикой от континентальных изделий. На рубеже шестнадцатого и семнадцатого столетий начали появляться истинно английские типы изделий и методы их украшений.

     

    Существенное влияние на развитие традиций английских ремесленников оказали мастера Нидерландов и Германии. Ренессансные серебряные изделия британских ремесленников отличались симметричным и логичным построением, подчеркнутостью функциональных частей и чистотой форм. Антикварные изделия, созданные в эпоху ренессанса, были простыми и буржуазными. Постепенно, английские мастера начали осваивать новые формы, появившиеся в стане благодаря воздействию континентальной Европы. С того времени начался настоящий расцвет серебряного дела Англии, оказавшей влияние на развитие европейских традиций в этой сфере искусства.