Историзм в ювелирном искусстве России

  • 2013-05-15



    В ювелирном искусстве, развивавшемся на территории России в период с сороковых по восьмидесятые годы девятнадцатого столетия, просматривались две характерные тенденции: интернациональность творческих поисков художников и в то же время – частое обращение к отечественной истории, археологии и культуре. Русские мастера ювелирного дела обращались к историческим стилям и периодам, что выражалось в появлении в девятнадцатом столетии разнообразных «нео-стилей». Эти тенденции были характерными для такого стиля, как историзм.

     

    В первые десятилетия XIXвека практически все ювелиры начали переходить от ручного труда к механическому производству ювелирных украшений. Благодаря использованию штампов ювелиры смогли выполнять повторы декоративных и сюжетных композиций и создавать множество копий. В то же время были основаны крупные ювелирные фирмы, чьи старинные украшения стали фактической пропагандой аристократической линии высокого ювелирного искусства. Такой антиквариат существенно отличался от изделий, созданных массовыми производителями для среднего заказчика.

     

    В начале девятнадцатого столетия на территории России днем разрешалось носить простые и скромные украшения, изготовленные из полудрагоценных камней, а в вечернее время при дворе одевали бриллианты. Старинные аристократические украшения были представлены в ореоле блеска бриллиантов. Представители купеческой культуры были вынуждены довольствоваться поделочными, полудрагоценными камнями и серебряными копиями дорогих золотых оригиналов.

     

    В сороковых годах в Петербурге начали работать магазины и мастерские, открытые молодыми мастерами: Фаберже, Вальяном и Сазиковым. Многие ювелирные украшения соответствовали полихромному русскому стилю, в котором широко использовалось большое количество бирюзы, гранатов, аметистов, топазов, перидотов, значительно расширивших цветовые возможности дизайнеров. Камни инкрустировались в восхитительные золотые конструкции.

     

    Золотые оправы создавались из листового золота и гладко полировались, либо представляли собой уникальные конструкции из зерен и спиралей на филигранной основе. Достаточно часто русские ювелиры использовали в своих произведениях разнообразные природные мотивы – цветы, фрукты, листья, виноград, повторяя образы, характерные для восемнадцатого столетия. Этот стиль пользовался невероятным успехом благодаря присущей ему прелести, а также стойкому интересу к ботанике.

     

    На старинных украшениях появлялись фуксии, георгины, розы и хризантемы. Некоторым растениям, изображавшимся в украшениях, приписывали определенный смысл. Такой антиквариат по сегодняшний день пользуется особой популярностью среди коллекционеров, позволяя составить на самом деле уникальные собрания.