Русский модерн – особый стиль в искусстве России рубежа XIX и XX столетий

  • 2013-05-15



    Русский модерн – особый стиль в искусстве России, появившийся на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий. Искусство данного периода характеризовалось антиэклектическими устремлениями и постоянными поисками так называемого «большого стиля», объединявшего разные виды искусства. На территории России к традициям этого стиля также относились принципы материальности и предметности художественных форм.

     

    Ярким примером русского модерна стало творчество известного художника Михаила Врубеля. Его старинные картины соответствовали культу загадочности, красоты и болезненной нежности. Однако даже самые фантастические сюжеты, часто встречавшиеся в западноевропейской традиции, в произведениях Врубеля оказались более глубокими и традиционными с художественно-образной точки зрения, нежели в аналогичных работах известных символистов Европы.

     

    Врубель, как мастер русского модерна был намного шире и эрудированнее, поэтому его непревзойденный талант сумел выйти далеко за границы не только целой эпохи, но и стиля и метода. Осязательная ценность и предметность формы была воспринята Врубелем и многими художниками эпохи модерна от традиции академического русского искусства. Живопись русского модерна соответствовала тенденциям декоративной стилизации, близким к ар-нуво, при этом соседствуя с ориентальными устремлениями.

     

    Схожие веяния были свойственны и русской архитектуре данного периода. Так, в шедеврах выдающегося архитектора и художника Федора Шехтеля просматривались стилистические колебания между искусством венского модерна, неоготики, ар-нуво и неоклассицизма. Наиболее характерным памятником русского модерна считается здание Витебского вокзала.

     

    Не менее ярким примером этого стиля стало творчество Н. Рериха. Рерих, являвшийся потомком древнего норвежско-датского рода, был талантливым философом, художником и общественным деятелем, входившим в состав кружка «Мир искусства», при этом критикуя западническую ориентацию представителей этого объединения. Ранние произведения мастера были посвящены этнографии и истории древних славян.

     

    Основной философской идеей Рериха был пантеизм, благодаря которому художнику удалось найти свой неповторимый стиль, основанный на сочетании ярких и насыщенных красок и предельном обобщении рисунка. Его стиль был уникальным соединением формальных приемов объединения «Мир искусства» и восточных традиций.