Старинный орган – истинный король музыкальных инструментов

  • 2013-05-15



    Моцарт, один из величайших композиторов, в свое время назвал орган королем музыкальных инструментов. Его история уходит в глубокую древность: аналогичные инструменты были известны в Древней Греции, Византии и Риме. Начиная с седьмого века, орган широко используется в католических церквях. Со временем на органе начали исполнять не только церковную музыку, но и светские музыкальные произведения. Более современный вид орган стал приобретать приблизительно к шестнадцатому столетию.

     

    Прародителем современного органа считается старинный музыкальный инструмент, состоявший из соединенных по окружности или вряд трубок, в которые вдувался воздух. Одна из разновидностей такого музыкального инструмента называлась шэн. Этот предмет антиквариата представлял собой язычковый народный инструмент, состоявший из стеблей тростника, в которых вырезалось две группы язычков. По мнению исследователей, такой тростниковый органчик был привезен из Китая на территорию Европы Марко Поло.

     

    Старинный орган был известен также на территории Византии, где благодаря своему громкому звучанию он использовался во время скачек на ипподромах. В седьмом столетии папа римский Виталиан допустил орган в католическую церковь. Этот старинный музыкальный инструмент был предметом с «постоянным местом жительства», ведь чаще всего его строили для определенного помещения. Если у многих инструментов резонатором, облагораживающим и усиливающим звучание струн, был корпус, эту функцию у органа выполняло пространство, с которым он составлял звуковое целое.

     

    На звучание органных труб влияла также их форма и состояние: благодаря открытым трубам музыкант получал ясный звук, а закрытым – приглушенный. Трубы, расширявшиеся в верхней части, усиливали звучание, а сужающиеся – создавали непревзойденные и таинственные тембры.

     

    Искусство создания органов, прежде всего, развивалось на территории Италии, откуда в девятом столетии эти старинные музыкальные инструменты выписывались во Францию. Со временем искусство игры на органе начало развиваться и в Германии. Начиная с четырнадцатого века, орган получил повсеместное распространение на территории Европы. В то же время многие органы были дополнены педальной клавиатурой. В сравнении с более поздними моделями, все органы эпохи Средневековья имели грубоватый вид: ручная клавиатура могла состоять из клавиш, ширина которых превышала пять сантиметров, а расстояние между ними достигало полутора сантиметров. Играть на таком органе приходилось не пальцами, а кулаками. В пятнадцатом столетии клавиши органа были уменьшены, а сам инструмент дополнился большим числом труб.

     

    В девятнадцатом столетии стали появляться новые разновидности органов. Один из таких музыкальных инструментов был сконструирован французским органным мастером А. Кавайе-Коллем. Этому изобретателю удалось создать орган, способный своим звучанием соперничать с целым симфоническим оркестром. Так, постепенно появились органы небывалого ранее масштаба и непревзойденной мощности звучания, которые стали называться «симфоническими органами».