Лубок – старинный вид изобразительного искусства
-
2013-05-13
Лубок – один из интереснейших для исследователей и коллекционеров видов народного изобразительного искусства, известного своей емкостью и доходчивостью образа. Его часто называют фольклорной картинкой и связывают с тиражным раскрашенным графическим изображением. Лубок нередко обладал декоративным значением.
Хотя этот вид творчества на протяжении многих столетий считался исконно народным, многие профессиональные художники неоднократно использовали лубочные техники. Для лубка характерны достаточно простые приемы, использование грубоватых штрихов и ярких красок. Такой антиквариат нередко содержал развернутое повествование с дополнительными надписями.
Наиболее древние лубки были найдены на территории Китая. До восьмого столетия эти старинные картины рисовались исключительно от руки, но со временем появились первые лубки, выполненные на дереве при помощи гравюры. На территории Европы такой вид изобразительного искусства появился в пятнадцатом столетии. Ранние картины, созданные европейскими мастерами, изготавливались с применением техники ксилографии. В следующие столетия к этому методу прибавилась литография и гравюра на меди.
Лубочные картины отличались доходчивостью и ориентировались на «широкие массы», поэтому их нередко использовали в качестве действенного средства агитации. На территории Германии фабрики, занимавшиеся производством таких картинок, находились в Нойруппине, Мюнхене и Кельне, а во Франции их производство развернулось в Труа.
Русский лубок, датированный восемнадцатым столетием, отличался непревзойденной выдержанной композиционностью. Восточные лубочные картинки, созданные индийскими и китайскими мастерами, славились своей яркой красочностью. На территории России в период с шестнадцатого по семнадцатое столетие нередко появлялись эстампы, называвшиеся «фряжскими листами». Для изготовления лубков русские художники использовали доски особого пиления, называвшиеся лубом. В семнадцатом столетии особенно популярными были раскрашенные лубяные коробы. Со временем и бумажные старинные картинки стали называть лубком.
Изначально в качестве сюжетов для лубочных картины использовались рукописные сказания, «отеческие сочинения», житейники, статьи из иностранных газет и устные сказания. Рисунки и сюжеты нередко заимствовались из иностранных календарей и альманахов, а также из повестей и романов известных писателей. В конце девятнадцатого столетия большинство лубочных произведений было посвящено теме священного писания и жизни императорской семьи. Не менее распространенными были жанровые картинки, носившие нравственно-поучительный характер.
В середине девятнадцатого века на территории Москвы работали крупные типографии, принадлежавшие Щурову, Кудрякову, Логинову, Ахметьеву, Шарапову, Морозову, Яковлеву, Флорову и Стрельцову. В это время одним из наиболее крупных производителей, а также распространителей лубка был И. Сытин. Его лубочные картинки, получившие множество дипломов и медалей на выставках, хранятся в известных музейных и частных коллекциях страны.